ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров
Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Ви вошли на сайт, как гость!
Логин:
Забыли пароль?
Пароль:
Зарегистрироваться
Запомнить
Зарегистрировано: [1927] мастеров,   [174] посетителя.
Опубликовано:   [31187] работ.      
Онлайн:
RSS feed
Поиск по:

Последние новости

Главой Международной ассоциации биеннале станет Шейха Хур Аль Касими
Генпрокуратура Монако вмешалась в расследование по иску Дмитрия Рыболовлева к Иву Бувье
Итальянский коллекционер Патриция Сандретто Ре Ребауденго открывает музей в Мадриде
Музей Гуггенхайма решил снять с выставки работы, возмутившие зоозащитников
Попытка счастья

Последние статьи

5 причин, почему на День влюбленных дарят картины
ХРАНЕНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ КАРТИН
 Мария Куликовская: «Я собираюсь сочетаться браком со шведкой»
Сюрреализм в живописи
Энди Уорхол картины
Лосенко Антон Павлович – великий русский художник
Эль Лисицкий картины

Вид искусства

Живопись(20967)
Другое(2953)
Графика(2807)
Архитектура(1651)
Вышивка(1032)
Скульптура(611)
Дерево(434)
Куклы(299)
Компьютерная графика(278)
Художественное фото(267)
Дизайн интерьера(231)
Народное искусство(187)
Церковное искусство(166)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(102)
Аэрография(73)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(60)
Стекло(56)
Ювелирное искусство(56)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)

День рождения

АртХаус Худсалон
Герман Куликов Александрович
Даниил Бублис Сергеевич
Савченко Евгений Анатольевичь
Татьяна Пальникова
Яна Прадос

Полезные ссылки

Ежевика - товары для рукоделия

Облако тегов

Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

В этом году исполняется 25 лет проекту куратора Жан-Юбера Мартена «Маги Земли» (1989).


В этом году исполняется 25 лет проекту куратора Жан-Юбера Мартена «Маги Земли» (1989). Тогда Мартен, отменив все принятые в кураторском профсоюзе правила, уравнял в эстетических и интеллектуальных правах произведения классиков современного искусства и работы ремесленников Африки, аборигенов Австралии, рыбаков Океании, аутсайдеров, а заодно вывел на международную арену не менее экзотических концептуалистов из «восточного блока» — Эрика Булатова и Илью Кабакова. Во Франции, да и во всем остальном мире этот жест был воспринят как революционный. Куратор Мартен и коллекционер Жак Кершаш, издавший в 1990 году манифест «Мировые шедевры рождаются свободными и равноправными», по мнению многих, изменили мир современного искусства, открыв ему искусство мира. На протяжении последних двадцати лет эта модель множество раз воспроизводилась другими кураторами — вспомним хотя бы последние редакции «Документы» и «Манифесты», а также главный проект последней Венецианской биеннале «Энциклопедический дворец» Массимилиано Джони. 25-летие «Магов Земли» вновь подстегнуло интерес к этой теме. В начале марта 2014 года в Центре Помпиду прошла посвященная проекту конференция, открывшая целую череду выставок, симпозиумов и кинопоказов, связанных с искусством аутсайдеров. Если вы решили провести в Париже эти выходные, обязательно сходите на двухдневный кинофестиваль (26 и 27 апреля, Halle Saint Pierre), приуроченный к юбилею международного журнала Raw Vision — единственного в мире издания, вот уже четверть века освещающего творчество художников-аутсайдеров (выставка, посвященная истории издания, работает до 14 августа 2014 года). Впрочем, чтобы поближе познакомиться с искусством аутсайдеров, вовсе не обязательно паковать чемоданы, покупать евро и билеты на самолет. НАТАЛЬЯ СЛОВАЕВА составила краткий путеводитель по коллекциям искусства «посторонних» в России, узнала, какие посвященные им события запланированы в 2014 году, и выяснила, почему закрылся единственный в Москве Музей творчества аутсайдеров.

Текст: Наталья Словаева
 
Афиша выставки «25 лет журналу Raw Vision» и обложка журнала Raw Vision (сентябрь 2013)

В России интерес к маргинальной художественной культуре и искусству душевнобольных возник в начале ХХ века, когда психиатр Павел Карпов начал изучать и описывать творчество своих пациентов. Попытки осмыслить психологическую экспрессию таких людей продолжались и в СССР, однако публичная демонстрация работ душевнобольных художников стала возможной только в 1990-е годы. Примерно в одно и то же время, в конце советской эпохи, в России начали формироваться два крупных собрания — коллекционера Владимира Абакумова в Москве и врача-психиатра Владимира Гаврилова в Ярославле. «Все началось в 1990 году с выставки творчества душевнобольных “Мы тоже творим”, — вспоминает Владимир Абакумов. — За годы сложилась полноценная коллекция, и в 1996-м мы открыли первую экспозицию Музея творчества аутсайдеров». Изначально музей занимал переделанный под выставочные залы и офис 4-й этаж общежития, куда можно было попасть только по предварительной договоренности, а в 1999-м Абакумов и его единомышленники получили помещение площадью 300 кв. м на Измайловском бульваре, где была создана экспозиция, которую мог посетить любой желающий.
 
Р. Жарких. Параллельный мир. Вышивка. Центр творчества художников-аутсайдеров, Черногория, ранее Музей творчества аутсайдеров, Москва. © Outsider Art Museum

Однако в конце 2010 года единственный в нашей стране музей аутсайдеров был закрыт: «Музей закрыт, конечно, прежде всего, по финансовым причинам, — признался коллекционер. — Мы никогда не имели постоянного источника финансирования, а вход для посетителей всегда оставался бесплатным. Да, в разное время мы получали гранты, например, от фонда Сороса и Ингосстраха, но в основном музей выживал за счет спонсорской поддержки. К государству и не только мы обращались много раз, но практически безрезультатно». Так насчитывающая более четырех тысяч экспонатов коллекция покинула Россию. На ее базе Владимир Абакумов создал Центр творчества художников-аутсайдеров в Черногории. Периодически работы из его собрания участвуют в выставках в Норвегии, Сербии, Черногории, Франции, а русский зритель может ознакомиться с собранием лишь в виртуальном пространстве — на сайте музея, который работает и сейчас.
 
Работы Алексея Ляпина. Арт-проект «ИНЫЕ» / собрание Владимира Гаврилова, Ярославль. Источник: www.outsider-art.ru

Другой ценитель творчества душевнобольных — Владимир Гаврилов — пришел в коллекционирование искусства аутсайдеров из психиатрии. Свою «лечебную» коллекцию он начал собирать еще в 1981 году. Как художественный феномен она получила развитие в рамках проекта «ИНЫЕ» в 1997 году. С этого времени коллекция постоянно участвует в художественных выставках. По словам исследователя искусства аутсайдеров, профессора философского факультета МГУ Александра Мигунова, инициаторы проекта одними из первых стали уважительно разводить художественные и клинические понятия — «искусства аутсайдеров» и «арт-терапию». Кроме того, кураторы проекта стремились не только изучать, но и популяризировать произведения «странных» художников. Именно они открыли Александра Лобанова, который стал визитной карточкой не только «ИНЫХ», но и всего российского наивного искусства.
 
Александр Лобанов. Парадные постановочные автопортреты, выполненные в фотостудиях Ярославля. Середина 1970-х. Арт-проект «ИНЫЕ» / собрание Владимира Гаврилова, Ярославль

«Определенные силы пришлось затратить на то, чтобы добиться уже с 1990-х годов институализации, легитимации данного направления, — рассказывает Владимир Гаврилов. — Участие “иных” художников в многочисленных выставочных проектах, представительство их работ в ряде российских государственных музеев и зарубежных собраниях, подготовка справочно-каталожных изданий, фильмов — и это далеко не все шаги в данном направлении». Сегодня коллекция Владимира Гаврилова насчитывает около пяти тысяч произведений более 150 непрофессиональных авторов. Собственного помещения она не имеет, увидеть работы можно только по предварительной договоренности с Гавриловым.
 
Александр Лобанов. И.В. Сталин. Бумага, шариковая ручка, карандаш. Арт-проект «ИНЫЕ» / собрание Владимира Гаврилова, Ярославль

Также при Ярославской областной клинической психиатрической больнице был открыт клуб «Изотерра», ставший не только платформой социально-реабилитационной практики, но и своеобразной лабораторией исследования процесса творчества при различных психических девиациях. Коллекции творчества душевнобольных существуют и при психиатрических клиниках Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Саратова, Кирова, но они, как правило, редко экспонируются в галереях и музеях, и их изучают не искусствоведы, а арт-терапевты и специалисты по социальной психиатрии.
 
Т.Д. Еленок. Отдыхающий лев на закате. 1996. Холст, масло. Courtesy IV Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2013»

С 2004 года раз в три года Музеем наивного искусства проводится Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив». Работы искусства аутсайдеров находятся в коллекции историка искусства Алексея Турчина, сформированной еще его матерью Ксенией Богемской, и других частных и государственных собраниях, вроде собрания Музея наивного искусства, галереи «Арт-наив» (Москва), социокультурного фонда «ИнАРТ» (Санкт-Петербург). Частный Музей советского наива, также имеющий раздел искусства аутасайдеров, работает в Перми.
 
Павел Леонов. Алексей Валерьевич Турчин и мать Ксения Георгиевна на самолете прибыли на Камчатку смотреть извержение вулкана. Собрание Алексея Турчина, Москва

Периодически выставки маргинального творчества проходят в рамках проекта «Аутсайдервиль» в Санкт-Петербурге. Но все-таки этот проект, как и «ИнАРТ», имеет в большей степени социальную окраску — во главу угла его организаторы ставят помощь людям с психиатрическим опытом в социальной реабилитации средствами арт-терапии. Казалось бы, это не так уж мало. Тем не менее, по словам Надежды Мусянковой, кандидата искусствоведения, сотрудника Третьяковской галереи и Государственного института искусствознания, сегодня мы оказались в ситуации, когда практически любой художник может объявить себя аутсайдером.
 
Ильин. Корабль по морю идет. 2014. Courtesy Аутсайдервиль (проект поддержки outsider art)

Об этой неопределенности говорит и Владимир Гаврилов: «Проблема состоит в том, что в стране происходит размывание термина: искусствоведы нередко используют его, “перекрашивая” художников наивного и любительского искусства, вероятно, исходя из своих коммерческих целей. Термин “искусство аутсайдеров” используют как модный и актуальный сегодня бренд, несомненно, привлекающий зрителей. Медики, арт-терапевты прежде всего, также злоупотребляют использованием термина, так как, по их мнению, “искусство аутсайдеров” более политкорректно для описания творчества душевнобольных. Это также неверная, я бы сказал, лукавая позиция. Работы душевнобольных художников мы можем рассмотреть как примеры мужественного творчества вопреки страданию, и восхищаться ими. Но, повторюсь, отношения к аутсайдер-арт они не имеют. Нередко и сами художники (здоровые, а, может, и полубольные или проблемные — кто ж их знает?) в миру слывут маргиналами, “не от мира сего”. Они охотно рядятся в “одежды аутсайдера”, подчеркивая свое “безумство — окаянство храбрых”, а по сути — и несколько отстраненную, правильнее назвать, “недотягивающую” до их представлений об успехе на арт-рынке позицию. Аутсайдер-арт — это совсем другая проблематика. Именно в его рамках нередко душевнобольные самоучки, а не заболевшие художники-профессионалы, дилетанты с их спонтанной “самоизобретенной” техникой, могут представить неожиданно оригинальные результаты».
 
С.С. Дружкова. Люблю тебя, Петра творенье! 2007. Холст, масло. Courtesy IV Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-2013»

Есть и другая проблема. Трудно говорить о коллекциях, если они нигде не выставляются. «Это, например, касается московского Музея наивного искусства, — подчеркивает Надежда Мусянкова, — в его фондах находятся работы художников-аутсайдеров, но поскольку у музея нет постоянной экспозиции, специалисты не могут оценить уровень этого собрания».

Таким образом, настоящие образцы искусства аутсайдеров в России сегодня можно увидеть только на эпизодических выставках. Последняя из них прошла в рамках фестиваля «Фестнаив-2013» в галерее «Беляево» в Москве, часть ее продолжает экспонироваться в помещении Музея наивного искусства на Измайловском бульваре до сих пор. Другим заметным событием стала выставка «Музей всего: Выставка № 5», прошедшая в прошлом году в столице в Центре современного искусства «Гараж». В поисках новых талантов среди непрофессиональных художников, идеолог и куратор проекта «Музей всего» Джеймс Бретт посетил пять крупных российских городов. В показанную в «Гараже» экспозицию, кроме работ «открытых» во время русского путешествия Бретта художников, вошли и экспонаты из коллекций Москвы и Ярославля. Графика и фотографии Александра Лобанова из коллекции «ИНЫЕ», кстати, оказались одними из самых представительных.
 
Дмитрий Махов. Баран. Экспонат выставки «Музей всего. Выставка № 5» в Центре современной культуры «Гараж», 2013. Courtesy ЦСК «Гараж»

В 2014 году в России запланировано одно-единственное связанное с искусством аутсайдеров событие — посвященная проблемам терминологии, музеефикации, коллекционирования творчества душевнобольных международная конференция «Искусство аутсайдеров. Философские, культурологические и психопатологические аспекты». Она пройдет в два этапа: в октябре этого года в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта и в декабре в Московском государственном университете. В рамках конференции запланирована выставка искусства аутсайдеров и издание приуроченного к 90-летию Александра Лобанова сборника «Странный художник».

Что касается коллекции Владимира Абакумова, она может вернуться в Россию, но при соблюдении двух условий: постоянного финансирования и предоставления достойного помещения. На это, увы, надежды мало.



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика
Image Slider

(c) Дизайн-група "Dolphins"