ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров
Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Ви вошли на сайт, как гость!
Логин:
Забыли пароль?
Пароль:
Зарегистрироваться
Запомнить
Зарегистрировано: [1927] мастеров,   [176] посетителей.
Опубликовано:   [31197] работ.      
Онлайн:
RSS feed
Поиск по:

Последние новости

Главой Международной ассоциации биеннале станет Шейха Хур Аль Касими
Генпрокуратура Монако вмешалась в расследование по иску Дмитрия Рыболовлева к Иву Бувье
Итальянский коллекционер Патриция Сандретто Ре Ребауденго открывает музей в Мадриде
Музей Гуггенхайма решил снять с выставки работы, возмутившие зоозащитников
Попытка счастья

Последние статьи

5 причин, почему на День влюбленных дарят картины
Интересные факты о живописи!
Секс в мировой культуре. Эдуард Анри Авриль
Как оригинально украсить елочку. Новогодние поделки своими руками.
Глеб Ершов. Художник мирового расцвета. Павел Филонов. СПб: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге
Картины акварелью: Шедевральные работы.
Василий Верещагин картины
Художник Павел Андреевич Федотов картины

Вид искусства

Живопись(20926)
Другое(2926)
Графика(2794)
Архитектура(1643)
Вышивка(1032)
Скульптура(611)
Дерево(434)
Куклы(299)
Компьютерная графика(278)
Художественное фото(267)
Дизайн интерьера(231)
Народное искусство(187)
Церковное искусство(166)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(102)
Аэрография(73)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(60)
Стекло(56)
Ювелирное искусство(56)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)

День рождения

Александр Васильев Олегович
Изольда Симовских
Кирилл Мельник Владимирович

Полезные ссылки

Ежевика - товары для рукоделия

Облако тегов

Система Orphus


Написал новость: Opanasenko

Попытка счастья


25 сентября 2017 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялась презентация выставки «Биробиджан», устроенной Австрийским культурным форумом в Еврейской автономной области (ЕАО). Художники, участвующие в международном проекте, исследовали уникальный опыт искусственно созданного национального образования и, спустя 80 лет после основания еврейского города на заре, поставили однозначный диагноз: очередная сталинская утопия потерпела крах.

На старом кладбище села Валдгейм (когда-то это был колхоз рядом с Биробиджаном, один из первых в ЕАО) художник Хаим Сокол опускает в землю металлические литеры еврейского алфавита. Сажает, как семена, но всходов не ждет. Процесс напоминает принятые в традиции похороны оскверненных книг.

Похороны — нелицеприятная метафора самого этого странного государственного образования, в котором только и осталось еврейского, что синагога на улице Ленина, вошедшие в привычку одесские интонации и обязательный идишский разворот в еженедельнике «Биробиджанер Штерн».

ЕАО — единственное место на территории СССР, где еврейское признавалось официальным. Где слово «еврей» было не то что дозволительно произносить (для сравнения, Михаилу Ромму в «Обыкновенном фашизме» это слово употреблять не разрешали) — евреями были все главные чиновники. В Биробиджане открыто исполнялись еврейские песни, но форма иногда важнее содержания, и сегодня несущаяся из репродуктора «Аидише мама» раздражает ровно так же, как попса.

Вид экспозиции выставки «Биробиджан» в Биробиджанской областной филармонии. 2017. Фото: Юрий Пальмин

В одном из показанных на выставке «Биробиджан» видеоперформансов Хаим Сокол салютует из водяного пистолета перед заброшенным памятником красноармейцам, погибшим в ходе Волочаевского боя — одного из крупнейших сражений заключительной части Гражданской войны, произошедшего в феврале 1922 года на подступах к Хабаровску. В другом — на фоне суровой дальневосточной природы декламирует «Интернационал» на идише (привет Цай Гоцяну с его «пороховыми» цитатами из главного революционного гимна). В бетонных декорациях давно опустевшего «Дальсельмаша» художник дудит в игрушечную дудку, напоминая о смолкнувшем заводском гудке. Но дудка может быть и шофаром, и отзвуком иерихонских труб.

Сокол сочинил свои «Невидимые монументы» в память о еврейском прошлом Биробиджана, как он считает, умершем. Его произведения, а также работы других художников (будь то поэтичный фильм-реквием Антона Гинзбурга «Биробиджанский атлас», фиксирующий процесс умирания, или видео Екатерины Шапиро-Обермайер, беседующей со школьниками, изучающими чужой для них идиш) говорят, буквально кричат о нежизнеспособности проекта переселения отдельно взятого народа в место, выбранное для него вождем.

Выставка включена в программу местного фестиваля вместе с концертом оберкантора Вены Шмуэля Барзилая. Как и художников, его привез в ЕАО директор Австрийского культурного форума Симон Мраз, часто инициирующий художественные исследования удивительных мест. Таких как атомный ледокол «Ленин» и обсерватория в Архызе. Мест, чья слава в прошлом. С Биробиджаном немного другая история — город жив, живее многих, но обилие в городском пространстве китайских памятников дружбы, подаренных соседями, и навязчивое присутствие ряженых «казаков», «охраняющих» еврейские праздники, убеждают нас в том, что это другая, не имеющая отношения к истории жизнь.

Вид экспозиции выставки «Биробиджан» в Биробиджанской областной филармонии. 2017. Фото: Юрий Пальмин

«Биробиджан» — плач о напрасно вымечтанном еврейском счастье. Главный герой — Ханнес Мейер, швейцарский архитектор, коммунист, второй директор Баухауза, работавший тут в начале 1930-х, но ничего не построивший. Мейер здесь и на старых фотографиях, предоставленных Государственным этнографическим музеем в Санкт-Петербурге, и в проекте израильтян Нир Эфрон и Омера Кригера, комментирующих цитатами из заметок Мейера сделанные в сегодняшнем Биробиджане кадры. Мейеру посвятили свою работу Евгений Фикс, Срджан Йованович Вайсс и Сео Хи Ли, сделавшие несколько видео-интервью с историками и архитекторами, которые анализируют персону Мейера и его неосуществленный проект. Перед говорящими мониторами два чемоданчика с трехмерными моделями города — что планировалось, и что построили. Этот объект в комментариях не нуждается.

В поисках следов Баухауза вы найдете в Биробиджане лишь пару зданий в центре — в одном из них мэрия — и снимок в краеведческом музее. На фото — изысканное конструктивистское здание разогнанного в конце 1940-х еврейского театра. Дома этого тоже давно нет.

Вид экспозиции выставки «Биробиджан» в Биробиджанской областной филармонии. 2017. Фото: Юрий Пальмин

Единственное свидетельство еврейского ренессанса в Биробиджане предъявила на выставке Татьяна Эфрусси. Это выдернутый из небытия архив «Цех пролетарского авангарда» — объединения, придуманного в 1988 году художниками Сергеем Буньковым, Григорием Неудачиным и Игорем Фефеловым. Вместе с компанией единомышленников они устраивали тут свои веселые акции, раскрасили автобус, колесивший по городу, выпускали рукотворный журнал «Труба» с обложками, напечатанными на пишущей машинке, подобно «Стихограммам» Пригова.

А потом ренессанс рассосался. То, что выросло на обломках, зафиксировал в своих фотографиях Юрий Пальмин. Они в буквальном смысле венчают выставку — чтобы увидеть их, надо подняться на верхний этаж модернистского здания Биробиджанской областной филармонии, в котором развернута экспозиция. Снимки Пальмина контрастируют с архивными кадрами 1930-х, глядя на которые, можно решить, что все еще будет. Так ведь они поначалу и думали, биробиджанцы-на-Амуре, романтики-переселенцы.

Но теперь уж никаких иллюзий — только лестница в небо. И не факт, что это бесконечная лестница Иакова из прекрасного сна. 



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика
Image Slider

(c) Дизайн-група "Dolphins"