Написал статью: Opanasenko
Галеристы и „раскрутка“
Всегда ли, собственно говоря, выгодно вкладывать деньги в произведение искусства? Или почему цена на произведения искусства, как правило, растет? Ведь вопреки наивной, но все же весьма распространенной точке зрения далеко не всегда правильно просто купить у художника картину и положить ее в сейф, ожидая, что каждый год она будет расти в цене на сумму, превышающую соответствующий банковский процент по депозитному вкладу. То есть правильно, если фамилия художника, предположим, Ван-Гог, Пикассо или Айвазовский. Ну, а если нет? Можно, конечно, надеяться, что художника „раскрутит“ само время (что нередко случается), но иногда то же время может предать забвению так и не успевшее стать известным имя художника.
Так вот, помимо самого времени, на Западе паровозом, который тянет за собой на гору финансового успеха картины того или иного художника, могут стать три фактора: общественные институции (оставляем это слово за неимением лучшего варианта), арткритики и галеристы. По словам Евгения Карася, примером такого рода институций могут быть музеи, профессиональные журналы, фестивали — те структуры, „которые делают художественную селекцию публичной“. „Например, у меня как эксперта или галериста есть свое мнение о той или иной работе, — поясняет наш собеседник, — но оно может стать публичным только в музейной экспозиции или на большом художественном форуме“. Как только эксперты институций вводят имя художника в круг публичного внимания, цены на его картины непременно повышаются.
На фоне практически отсутствия заметной деятельности на „украинских теренах“ двух первых факторов, у владельца картины, желающего извлечь из нее инвестиционную выгоду, остается один союзник — галерист — самый долговременный партнер. „Да, я купил эту картину много лет назад за $400, — сказал нам один из собеседников, — и продал ее своему клиенту за $1000. Я заработал $600, но сегодня готов у него купить эту же картину уже за $10 тысяч. Но не потому, что филантроп, а потому что смогу продать ее другому клиенту за $15 тысяч“. Вторая причина, по которой долговременные интересы владельца картины (картин) и галериста, у которого приобретена картина, совпадают, также проста и сугубо материальна: нередко галерист сам является владельцем картин того же самого художника. А это, среди прочего, означает, что галеристу выгодно продать картину своего клиента как можно дороже, поскольку это автоматически поднимает цену картин его собственной коллекции. Возможен еще один, обратный, вариант. Галерист, „раскручивая“ картины того или иного художника из своей коллекции, увеличивая стоимость бренда, тем самым автоматически поднимает потенциальную стоимость картин данного художника у своих клиентов.
Отсюда следует вполне логичный ответ на вечный вопрос любого коллекционера: где лучше покупать работы: у художника или галериста? Несмотря на распространенное мнение о том, что поход в мастерскую обойдется значительно дешевле, правильный ответ будет все же иным. Еще и потому, что имя престижной галереи служит гарантией того, что в столь субъективном жанре, как современная живопись, клиенту не „втюхали“ за большие деньги откровенную халтуру. Кроме того, цена на картину, установленная в престижной галерее, автоматически фиксирует ценовую планку, ниже которой стоимость картины при возможных будущих продажах опускаться не должна.
По материалам: http://ls-art.net
ВВЕРХ
|