Написал статью: Opanasenko
LA BIENNALE 2013: Рейтинг национальных павильонов
Мы обратились к украинским искусствоведам, экспертам, журналистам, посетившим Венецианскую биеннале в этом году, с просьбой составить свой рейтинг самых интересных национальных павильонов. Мы задавались целью не столько представить какой-то усредненный поп-чарт, сколько очертить некую общую сферу вкусовых и интеллектуальных пристрастий. В каком-то смысле, у нас получилось и то, и другое – если в рейтинге популярности лидируют Великобритания и Франция, то в более широкий обзор попали такие разные феномены, как орнаментализм Азербайджана, пиратская архитектура Грузии, иллюзорные эксперименты Кореи.
Аксинья Курина, журналист:
Ирландия
© designboom.com
За радикальный разрыв шаблона. Тема войны в странах третьего мира девальвирована СМИ и кино. Ричард Мосс в проекте «Анклав» использовал очень визуально эффектную технологию военной съемки для создания антивоенного высказывания. Даже спустя две недели после посещения биеннале нахожусь под очень большим впечатлением.
Великобритания
© British Council
Джереми Деллер в «Британской магии» говорит именно так и именно о том, о чем следует говорить художнику, который не терпит сладкие объятия автономии искусства. Проблематика капитала и власти, поглощение масскультом потенциала контркультуры. Не сомневаюсь, что он осилил бы даже экранизацию «Капитала» Маркса, причем на языке доступном не только любителям Годара.
Ирак
Одиннадцать иракских художников и один британский куратор создали проект «Добро пожаловать в Ирак». Локальная проблематика показана через повседневность - пространство дома и быта, есть и фото, и даже карикатуры, которые идеально вписались в проект – кроме сарказма, иракцам ничего не осталось.
Сербия
© Dejana Momcilovic
Cамый обаятельный проект: остроумный, недорогой, даже аскетичный. Способ исследования окружающей среды и своих ощущений в прошлом я бы назвала занимательной антропологией. Абсолютное чувство композиции вызывает острое желание выпить за дальнейшие творческие успехи художников Владимира Перича и Милоша Томича.
Грузия
Самый лаконичный ответ на вопрос: «Почему у Грузии не получилось?». В крошечной пристройке-балконе есть все, что так любят вооруженные архитектурой, урбанистикой и политэкономикой зрители. И вместе с тем, проект вполне обнадеживающий, у страны, в который есть люди, способные делать столь умные и изобретательные проекты, определенно есть шанс.
Константин Дорошенко, критик, соучредитель арт-объединения «Клиника Дорошенко Грищенко»:
Норвегия
Эдвард Мунк до сих пор современен и интересен. Тем более – его малоизвестные работы на грани невротического порно. В сочетании с фильмом Лене Берг о затянувшейся психологической прелюдии сексуальной коллизии, они – новая глава в магистральном арт-исследовании Марты Кузьмы.
Святой Престол
Первый в истории павильон Ватикана стал манифестацией скорей политической, чем артистической. Отказавшись от идеи сотрудничать с Церетели буржуазного мира – Анишем Капуром, Святой Престол экспонировал прямолинейное интерактивное видео – доходчивое развлечение для простого человека.
Аргентина
© dianepernet.typepad.com
Осознавая свое отдельное место в истории, как мировой, так и художественной, Аргентина представила мультимедиа-мавзолей Эвиты Перон.
Азербайджан
Тема орнаментального, естественная для культуры исламского народа с глубокими корнями, раскрыта широким спектром – от ироничного осознания ее примата в быту до математически просчитанного шоу: конструкции из металла, выглядящие, как хаотичные нагромождения, при определенном освещении преображают стены узорами древних пещерных храмов.
Китай
© designboom.com
Народная республика продолжает присвоение экзотических для себя находок культуры Запада: масштабная китчевая анимация сопровождается музыкой Баха, рядом – трехслойная лессированная живопись под Рембрандта.
Сергей Васильев, критик, газета "Коммерсант":
В принципе, составить топ-пятерку национальных павильонов на 55-й Венецианской биеннале, — задача почти неразрешимая. Когда анализируешь суть этих 88 высказываний, то, во-первых, честно признаешься себе, что по-настоящему, до дрожи или минимального сдвига сознания, там ничего не задело, а, во-вторых, многое вспоминаешь, по крайней мере, с уважением, ценя какие-то частные идеи, стоящие практически за каждой из этих презентаций. Чем, скажем, плохи колокола поляка Конрада Смоленского или антропоморфный ствол Берлинды де Брейкере, проросший сквозь бельгийский павильон? Или инсталляция Вадима Захарова, так откровенно выражающая первую и единственную российскую национальную идею о сладостном круговороте бабла? Или «История Зеро» грека Стефанаса Цивопулоса, где все те же проклятые деньги совершают куда менее пафосный путь от свихнувшейся дамы, мастерящей цветы из купюр в 500 евро, до помойки, где эти бездарные артефакты подбирает бродяга? А разве не остроумно топит Джардини со всеми его национальными павильонами в своей инсталляции чилиец Альфредо Джаар? И не вызывает ли умиление уроженец Багамских островов Таварес Стречен, задокументировавший во всех возможных формах свое путешествие за полярный круг? А ведь можно сходу назвать еще, по крайней мере, десяток павильонов, чем-то обративших на себя внимание, включая, кстати, и украинский. Эта преамбула, по сути, оправдывает условность ниже приведенного рейтинга. Фигуранты этой пятерки, в общем, заменяемы. Будем просто считать, что авторские идеи здесь поданы четче и выразительнее, чем в других экспозициях.
Великобритания
© British Council
В «Английской магии» Джереми Деллера большинство заметило только сатиру на Романа Абрамовича, чью яхту на внушительной, во всю стену, фреске швыряет в волны венецианской лагуны его идейный антипод — бородатый художник-социалист Уильям Моррис. Но проект этот намного беспощадней — утешив зрителя чашкой чая, Деллер, в сущности, предрекает конец капитализму, где уравнены российские вороватые олигархи и наследный принц Гарри, одинаково плюющие на граждан и законы и вполне достойные топора, который не случайно фигурирует в одной из видеоинсталляций.
Корея
Бесхитростный, на первый взгляд, проект художницы Кимсуджи возвращает отношение к искусству как к ритуалу, причем максимально его индивидуализирует. Снять обувь, побродить по стеклянной комнате, множась в десятках отражений, войти в кромешную темноту, потеряться в ней, чтобы – в идеале – найти себя.
Румыния
Возможно, самое остроумное представление в нынешней Венеции. Хореографы Александра Пиричи и Мануэл Пелмуш с группой танцовщиков показывают пластические этюды на темы самых знаменитых проектов в истории биеннале. Это, конечно, лакомство для знатоков; беда в том, что знатоки, как правило, ограничиваются на этой выставке торопливой дегустацией, а рядовой публике румынский перформанс может показаться не таким уж и замысловатым.
Словения
Огромная мультимедийная инсталляция Ясмины Чибич многое может поведать об относительности исторического прогресса и хронических заблуждениях людей. Обклеив стены галереи обоями с изображением открытого в 1933 году неким словенским энтомологом жучка anophthalmus hitleri, названного догадайтесь сами в честь кого, художница запустила на нескольких экранах фильм, где группа возбужденных товарищей дискутирует о социалистической архитектуре. Любопытно, однако, что точь-в-точь проходят и сегодняшние офисные мозговые штурмы и круглые столы, посвященные проблемам современного искусства. Мысль столь же безысходная, сколь и вечная — время-то, оказывается, стоит, разве что обои обновляются.
Португалия
Наняв старую баржу, обложив ее керамической плиткой с видами Венеции, художница Жоан Васконселуш разместила в трюме фантастическую инсталляцию из шерсти, где, как на дешевой дискотеке, мигают крохотные лампочки, высвечивая каких-то сказочных вязаных персонажей. Наверху, на палубе, периодически играют этническую музыку, а в импровизированной лавке можно купить сувениры — рукодельные игрушки, домашнее вино, кустарно изготовленное мыло. От всего этого веет трогательным простодушием, хотя и умудренным. Оставаться собой, храня корневые традиции, как видно, лучше чуточку в сторонке от всеобщей ярмарки тщеславия, где десятки художников из кожи вон лезут, чтобы быть похожими на своих соседей в загаженной глобальной деревне.
Лизавета Герман, критик, участница "Кураторской Платформы" ПАЦ:
Грузия
Интересные художники и остроактуальная тема, очень хорошо считываемая в украинском контексте. Так мог бы и должен выглядеть украинский павильон. Отдельное впечатление - "живой" перформанс от Groupboullion, тематизирующий церемониальную сторону религиозных практик.
Румыния
© art-agenda.com
Остроумное и глубое осмысление истории и самой сути «крупнейшей, старейшей, важнейщей, самой, самой, самой» биеннале.
Франция
© crash.fr
Завораживающий аудиовизуальный ряд Анри Сала стоил того, чтобы простоять около 40 бесценных венецианских минут в очереди перед входом.
Бельгия
© designboom.com
Мрачная «поэзия» от давно уже интересной мне художницы Берлинде де Брёйкере.
Украина
Так или иначе, прецедент «Памятника памятнику» важен и, надеюсь, повлечет за собой некий прогресс в политике подготовки национального представительства в будущем.
Мария Ланько, критик, участница "Кураторской Платформы" ПАЦ:
Критикуемая многими система национального представительства на Биеннале традиционно остается моей любимой частью венецианской программы, так как представляет проекты художников за пределами автономного поля искусства и включает такие немаловажные его аспекты как место в системе культурной политики, институциональную критику и необходимость осмыслить откровенно несовременную идею национального государства. К слову, интересное высказывание на эту тему предлагает художник Йонас Стааль в своем Идеологическом гиде по Венецианской биеннале.
В этом году мой маршрут по национальным павильонам был практически полностью ограничен пределами Арсенале и Джардини, поэтому выборка 5-ки интересных не только субъективна, но и крайне недемократична.
«Team East Europe»
© abc.net
Павильоны Польши, Румынии и Грузии, близких Украине географически и политически, представили очень сильные и в хорошем смысле зрелищные проекты, сделанными молодыми художниками и кураторами, о чем мы исчерпывающе писали в венецианском блоге. При посещении этих павильонов меня настойчиво преследовала мысль о том, что так мог бы/должен был бы выглядеть украинский павильон. И это тот случай, когда дело не столько в содержании (искусстве и художниках), сколько в форме (процедуре и организации).
Австрия
Павильон Австрии стал моим абсолютным эмоциональным фаворитом. Не могу сказать много о художнике Матиасе Поледне, но его трехминутный анимационный фильм с поющим антропоморфным ослом в главной роли, сделанный в лучших традициях аналогового Диснея, заставил посмеяться, всмотреться в детали, основательно подумать и остался в моих мыслях, вероятно, надолго.
Ливан
Павильон Ливана затерялся в череде многих других представительств в анфиладах Арсенала, но неожиданно всплыл в памяти постфактум, когда пришлось собирать информацию о художнике Акраме Заатари. Традиционная для прогрессивного ливанского искусства тема пересмотра истории через субъективные воспоминания, была очень симпатично реализована в пространстве – мои комплименты кураторам.
Нидерланды
К просмотру павильона Нидерландов я была подготовлена благодаря недавнему подарку голландских друзей – толстенной и по-хорошему замороченной artist book Марка Мандерса. Его выставка в Венеции скорее не оправдала ожиданий, поскольку выглядела достаточно консервативно, но за его фирменную лисицу в супермаркете COOP на via Garibaldi, готова простить и это.
Франция
© crash.fr
«Концерт для левой руки» Равеля в сложносочиненной постановке любимого мной Анри Сала в многозначительном пространстве немецкого павильона, на мой взгляд, сделало павильон Франции одним из самых сильных проектов в контексте озвученных мной проблем и вызовов национального представительства на Венецианской биеннале.
Александр Соловьев, заместитель Генерального директора Мыстецького Арсенала, куратор Украинского павильона:
Франция
© crash.fr
Давно слежу за творчеством Анри Сала как мастера простых и тонких поэтических видео-работ, не вычурных и неброских. И в целом, в подходе кураторов французского павильона подкупило то, что они не побоялись минималистического подхода, лаконичного, но очень убедительного, в том числе и с точки зрения внутренних проблем искусства. В этом жанре мне пришлось выбирать из нескольких павильонов, в которых были представлены видео-проекции (например, павильон Турции с мультиэкранами Али Казма), но французы все-таки победили.
Израиль
© abc.net
Здесь мне тоже пришлось выбирать из двух похожих павильонов, Израиля и Японии, оба из которых работают с коллективными действиями и социальными экспериментами. Победил израильский павильон, как более психологический, более сконцентрированный на искусстве, чем на социальной грамоте.
Бельгия
Мне давно импонирует творчество художницы Берлинде де Брёйкере, обращал внимание на ее работы и на предыдущих биеннале и крупных выставках. Здесь она представила очень выразительный, лаконичный и цельный проект в актуальной сейчас эко-эстетике. Интересно было также привлечение к созданию павильона знаменитого писателя, Нобелевского лауреата Джона Кутзее.
США
© designboom.com
Если все другие павильоны, которые привлекли мое внимание, выделяются именно чистотой и немногословностью, то в проекте Сары Зе присутствует даже некоторая избыточность. Но все-таки этот внешний хаос внутренне хорошо структурирован. Умение создать из нагромождения обыденных бытовых предметов новую вселенную невероятно подкупает.
Великобритания
За работой Джереми Деллера, этого мастера тонких исторических реконструкций, тотальных перформансов, я тоже давно уже слежу. У него получился очень современный проект на тему «британской мечты» - английский юмор, набор британских мифов, и при этом серьезность и удивительная степень обобщенности.
Екатерина Филюк, директор Dymchuk Gallery:
Греция
Мой итальянский друг-куратор переехал жить в Афины и, встретив его в Венеции, я, конечно же, спросила его о ситуации в Греции. Его ответ был: сходи в греческий павильон и увидишь. На мой взгляд, Стефанос Цивопулос показал то, чем живет современная Греция без прикрас, но и без излишнего надрыва, так что и смотреть интересно и проблемой проникаешься.
Великобритания
© British Council
Проект Джереми Деллера «Английская магия» для павильона Великобритании хоть и не получил «Золотого льва», но явно стал одним из наиболее обсуждаемых. О проекте уже очень много сказано, не хочется повторяться. Добавлю только, что приятно было узнать, что отличный саундтрек к фильму, составленный из трех традиционных британских мелодий, можно купить на лимитированном виниле.
Латвия
© arterritory.com
В латвийском павильоне проект «На север через северо-восток» молодых художников Криса Салманиса и Каспара Подниекса. Латвийцам, как и украинцам, отвечая на вопрос «откуда ты?», часто приходится сталкиваться с недоумением собеседника и объяснять, что Латвия - это маленькая страна на северо-востоке Европы. Отсюда и название проекта, который показался хорошей саморефлексией латвийцев относительно своего места на карте Европы.
Турция
Али Казма знаком украинцам по работе «Таксидермист», которую можно было увидеть на ARSENALE 2012 в Мыстецком Арсенале. В Венеции он представляет Турцию с многоканальным видео «Сопротивление», которое мне показалось удачным визуальным изложением дисциплинарной концепции Мишеля Фуко, наверное, поэтому оно задерживает внимание в череде других национальных павильонов.
Грузия
Грузинский павильон в этом году «приклеился» к основному зданию Арсенала в виде балкона-лоджии. Работы, представленные в павильоне, показались очень близкими и понятными, наверное, потому, что бывшие советские республики по-прежнему связывает множество общих проблем, а молодые художники очень схожим образом их рефлексируют. Например, тема евроремонта волнует не только группу Р.Э.П., но и Николоза Лутидзе, одноименная работа которого представлена в грузинском павильоне.
По материалам: www.artukraine.com.ua
ВВЕРХ
|