ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Lia Mik
Василенко Виктор Артемович
Екатерина Муратова Леонидовна
Игорь Баханов Анатольевич
Марина Фурсова Алексеевна
Наталья Анурченкова
Ольга Иванова
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Made in China: живопись на экспорт


Мысль о том, что китайцы — великие фальсификаторы, современное искусство Китая не более чем подделка под европейское искусство, его значение преувеличено, а успех инициирован невероятными пиар-усилиями и спекуляциями, — эта мысль, кажется, довольно глубоко утвердилась в головах представителей русского художественного сообщества. Известная российская художница как-то поделилась с «Артгидом» своим мнением о китайском искусстве: «Все это техника русской академической школы, помноженная на западные технологии». Так ли это на самом деле и как давно китайские художники познакомились с европейскими художественными технологиями, выясняла ВИКТОРИЯ МАРЧЕНКОВА, рассказавшая о плохо известном в России феномене экспортной живописи и работах кантонских художников, которые еще в XIX веке наводнили британские и американских интерьеры. 

Текст: Виктория Марченкова

Живопись маслом распространилась в Китае во второй половине XVIII века — ее проводником стал миланский живописец и монах-иезуит Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин), прибывший в Китай в 1715 году и оставшийся там на полвека в качестве придворного художника (иезуитские миссии распространяли не только религию, но и технологии). Кастильоне действовал аккуратно — принципы построения перспективы с одной точкой схода, например, использовал в традиционной китайской живописи на свитках. 
Слева: Джузеппе Кастильоне. Десять хороших гончих (Желтая пантера). XVIII век. Шелковый свиток, тушь, краски. Музей императорского дворца, Тайбэй. National Palace Museum, Taipei. Справа: Джузеппе Кастильоне. Цветы в вазе. XVIII век. Шелковый свиток, тушь, краски. Музей императорского дворца, Тайбэй. National Palace Museum, Taipei

Казалось бы, с этого момента в Китае должна была начаться экспансия европейской культуры. Но появление европейцев на китайском поле породило обратный феномен — экспортное искусство. В Кантоне (старое название Гуанчжоу) и других прибрежных южноазиатских городах в XVIII–XIX веках развились живопись и графика, предназначавшиеся преимущественно для внешнего рынка и экспатов — западных представителей торговых фирм, военных и врачей, временно проживавших в Китае (это были преимущественно американцы и британцы). Кантонские художники по сегодняшним меркам были интернациональными: они ориентировались на вкус своих заказчиков и использовали технологии, усвоенные от западных художников, работавших на тот же рынок. Изначальное предназначение их работ — служить сувенирами для торговцев и морских офицеров — постепенно менялось, и к середине XIX века в Лондоне, Бостоне и Нью-Йорке уже проходили выставки подобной живописи. 
Сунькуа. Кладбище иностранцев на Вампоа. Между 1840 и 1850. Холст, масло. Музей Пибоди-Эссекс, Салем. Peabody Essex Museum

Наиболее часто китайские картины маслом второй половины XVIII века были копиями, причем с гравюр. Прежде при создании картин и гравюр в Китае использовался бригадный метод: один из художников студии отвечал за рисование кистей руку, другой — стоп, третий — ушей. Первым кантонским художником-автором, начавшим производить картины от начала до конца, считается Гуан Цзолинь, более известный как Спойлум (Spoilum), который с 1770-х годов выполнял портреты, в том числе и западных купцов и морских офицеров, и копии с европейских гравюр. 
Спойлум. Портрет Марты Уитланд. 1799–1800. Грунтованная ткань, масло. Музей Пибоди-Эссекс, Салем. Peabody Essex Museum. Портрет Ричарда Уитланда. 1800. Холст, масло. Музей Пибоди-Эссекс, Салем. Peabody Essex Museum

Западные художники, работавшие в XIX веке в прибрежной зоне Южно-Китайского моря, — британцы Джордж Чиннери, Томас и Уильям Дэниелл, француз Огюст Борже, родившийся в Макао Марчиано Баптиста — оказались там по разным причинам. Кто-то путешествовал, а Чиннери — один из самых плодовитых художников — скрывался от долгов. Он бросил семью и навсегда переселился в Китай, сначала в Кантон, а затем — в Макао. Наиболее влиятельный из всех западных художников на побережье, в конце жизни он имел много учеников и последователей. Западные художники работали не только маслом (по ряду экономических причин масляные краски не всегда были доступны), но и гуашью, акварелью, карандашом. Они создавали небольшие работы, подходящие по размеру к маленьким комнатам в домах их покупателей, — преимущественно морские пейзажи, виды факторий, портреты.  
Джордж Чиннери. Китайская уличная сцена в Макао. Между 1825 и 1852. Холст, масло. Музей Виктории и Альберта, Лондон. Victoria and Albert Museum

Для представителей Запада, временно обосновавшихся в Китае, общение с местными жителями было затруднено: долгое время действовал запрет на обучение иностранцев китайскому языку, вдобавок, сотрудникам многих западных торговых компаний не дозволялось покидать пределы факторий, которые являлись для них одновременно офисом, складом и домом, — уйти с территории факторий можно было лишь на переговоры с представителями купеческих гильдий или к близлежащей реке для занятий спортом. Мастерские художников — как западных, так, нередко, и кантонских — располагались на территориях тех же факторий. На рисунке Тинкуа, одного из наиболее известных кантонских художников можно увидеть, как была оборудована его студия, одна из самых больших мастерских по производству экспортного искусства в XIX веке. В открытые окна виднеются типовые крыши факторий. Производство, демонстрация и продажа картин и рисунков ведутся в одном пространстве. Художники сидят за столами с перегородками, создавая множество копий, которые рядами висят на стенах. И если британец Чиннери мог позволить себе писать городские жанровые сценки для собственного удовольствия, не продавая их и не посылая на выставки, то у китайцев все шло на продажу. И для многих сотрудников западных торговых компаний, безвылазно сидевших в своих факториях, эти типовые картины были действительно окном в мир.
Тинкуа. Студия Тинкуа. Середина XIX века. Бумага, гуашь. Гонконгский музей искусств. Hong Kong Museum of Art

Надо сказать, что китайские живописцы демпинговали и сбивали цены на живопись европейцев, осевших на берегах Южно-Китайского моря. Из кантонских художников XIX века сейчас наиболее известны Ламкуа (Lamqua), Тинкуа (Tingqua), Юкуа (Youqua) и Сунькуа (Sunqua). Спойлум, Ламкуа и Тинкуа принадлежат к одной династии художников: Ламкуа и Тинкуа — братья, а Спойлум приходится Ламкуа дедом. Так что знания и ремесленные навыки китайские художники получали не только благодаря учебе у западных мастеров и копированию их картин, но и благодаря внутрисемейным связям.
Ламкуа. Портрет № 69. Мальчик с деформированной правой ногой и четырьмя пальцами на правой руке. Между 1830 и 1850. Дерево, масло. Йельский университет. Yale University. Портрет № 7. Сидящая женщина. Опухоль на носу. Между 1830 и1850. Дерево, масло. Йельский университет. Yale University

Среди морских пейзажей, портретов и копий западной живописи, господствовавших у кантонских художников, встречаются и очень специфические работы — например, Ламкуа по заказу американского врача Питера Паркера писал дооперационные портреты пациентов с большими опухолями и деформациями тела. Если же на экспорт создавался натюрморт, то как правило в традиционном китайском стиле — именно такие виды натюрмортов были востребованы. Старые традиции ощутимы и в жанровых картинах китайских художников — это, например, наличие перспективы с несколькими точками схода.
Неизвестный китайский художник. Китайский ученый и ученик в интерьере. Около 1765. Обратное изображение на стекле, дерево, золото. Музей Пибоди-Эссекс, Салем. Peabody Essex Museum

Одна из наиболее крупных коллекций китайского, да и вообще азиатского экспортного искусства находится в музее Пибоди-Эссекс в Салеме, штат Массачусетс. Основой музея стала коллекция Ист-Индийского морского общества (в каталоге общества 1831 года числилось 4299 экспонатов). Представители морского общества Салема были обязаны привозить из своих путешествий различные редкости, в том числе произведения искусства. С 1799 года у общества был собственный музей, который в год посещало более 2000 человек. Комнаты были заставлены различными артефактами и даже восковыми фигурами азиатов, одетых в сословные костюмы. Из атмосферы спокойного города в Новой Англии посетители попадали в экзотичные миры, где в качестве экскурсоводов нередко выступали моряки, члены общества, рассказывавшие байки и делившиеся впечатлениями от путешествий. Камины же в залах Ист-Индийского морского общества летом были закрыты работами местного художника Мишеля Фелиса Корне (украшенные живописью деревянные панели в теплое время года обычно закрывали дымоход, чтобы не летели насекомые) с видами как Новой Англии, так и Индии, и Кантона. Впоследствии коллекция стала частью Пибоди-Эссекс, где акцент с морской истории был перенесен на этнографию. 
Мишель Фелис Корне. Поместье в Новой Англии. Между 1800 и 1820. Дерево, масло. Институт искусств, Чикаго. Art Institute of Chicago

В 1838 году американский бизнесмен Натан Данн, сотрудничавший с Кантоном в начале XIX века, открыл в Филадельфии Китайский музей. После смерти Данна в 1844 году его партнеры перевезли коллекцию в Лондон, где спустя семь лет, она стала частью Всемирной промышленной выставки. В том же году коллекция Данна была выставлена на аукцион Christie’s и разошлась по частным коллекциям.  

Как раньше, так и сейчас наиболее крупные собрания азиатского искусства располагаются в портовых городах — Салеме, Бостоне, Лондоне, Нью-Йорке — центрах морской торговли и судостроения XVIII–XIX веков. Туда приходили корабли из Китая, Японии, Кореи. В самом же Китае большая коллекция азиатского искусства, предназначавшегося для экспорта, сконцентрирована в Гонконгском музее искусств.  
Незивестный китайский художник. Упаковка фарфора на экспорт. Около 1825. Бумага, гуашь. Музей Пибоди-Эссекс, Салем. Peabody Essex Museum

Конец феномена экспортной живописи наступил с развитием фотографии, с 1860-х годов распространявшейся по прибрежным городам. Студии, занимавшиеся производством живописи, переключились на фото, в соответствии с новыми возможностями и пожеланиями заказчиков. Но современный Гуанчжоу продолжает традицию поставки художников на мировой рынок. На выставке «Китай/Авангард» — первой крупной выставке современного китайского искусства, открывшейся в 1989 году в Национальной художественной галерее Пекина, — половина участников была из Гуанчжоу. 

По материалам: www.artguide.ru/ru/articles/



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"