ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Lia Mik
Василенко Виктор Артемович
Екатерина Муратова Леонидовна
Игорь Баханов Анатольевич
Марина Фурсова Алексеевна
Наталья Анурченкова
Ольга Иванова
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Присвоение бюста


Весной 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о возрождении в России звания «Герой Труда». В указе, в числе прочего, значится: «В случае присвоения лицу звания Героя Российской Федерации и звания Героя Труда Российской Федерации на его родине на основании указа Президента Российской Федерации устанавливается бронзовый бюст с соответствующей надписью». Нужны ли эти бюсты для прославления новых героев? Или это символическое воссоздание ритуалов, сопровождавших сочинение «образа трудового человека» в СССР, монументы ушедшим, но еще памятным социальным практикам?

Текст: Мария Силина

Кажется, что идея «монументальной пропаганды», провозглашенная Лениным в Советской республике в 1918 году, не погибла с распадом СССР. В советской России с первых месяцев после революции начали работать комиссии по охране памятников, занимавшиеся, впрочем, далеко не только их охраной, но и уничтожением, а также созданием новых монументов. Один лишь перечень инициатив дает представление о масштабности мер, направленных на формирование новой социалистической общественной среды с помощью скульптурных объектов. В апреле 1918 года составлен список из пятидесяти имен героев, которым пролетариат поставит памятники. Многие памятники не были осуществлены, а осуществленные, в целях экономии, делались из недолговечных для монументальной скульптуры материалов (гипс, бетон, дерево), но идея была канонизирована как показательная культурная победа в условиях послереволюционной разрухи. К 1930-м годам закрепилось и словосочетание «план монументальной пропаганды», подчеркивающий системность начинаний.
Слева: Сергей Коненков. Павшим в борьбе за мир и братство народов. Рельеф. 1918. Раскрашенный цемент. Государственный Русский музей. Справа: выступление Ленина на Красной площади 1 мая 1919 года. На Сенатской башне Московского Кремля — рельеф Коненкова, созданный в рамках ленинского плана монументальной пропаганды

В июне 1923 года в рамках плана реконструкции Москвы был составлен список уже из семидесяти героев. Если бы весь проект был полностью реализован, горожане могли бы встретить на улицах и бульварах памятники Иммануилу Канту, Фредерику Шопену, Спартаку, Роберту Оуэну, Генриху Гейне, Полю Сезанну и древнеримским братьям Гракхам. К июню 1931 года пролетарские скульпторы объявляют инициативу: к колхозному съезду установить бюсты ударников труда в Парке культуры и отдыха в Москве. Как писал журнал «За пролетарское искусство», «предполагалось дать как бы пластическое оформление утверждения т. Сталина о том, что “реальность нашей программы — это живые люди”». Бюсты, выполненные всего за 15 дней, были установлены на аллее Ударников, но тут случился конфуз: некоторые живые ударники не признали в портретах самих себя. И через три года бюсты из парка убрали.
Аллея Ударников в Парке культуры и отдыха в Москве. 1931

В перечисленных инициативах реализовались две идеи: создание «пантеона героев» страны и пропаганда образа трудового человека. В XVIII–XIX веках монументальная скульптура была элитарным искусством, одним из функций которого было прославление власти. После революции, когда власть перешла к «широким массам», скульптурных памятников и бюстов стали достойны и представители этих самых масс. Скульптурные памятники стали одним из инструментов в создании новой агитационной культуры. В 1930-х в городах, в парках, на всесоюзных выставках появляются бюсты ударников труда, стахановцев, «знатных людей социализма», «лучших людей страны». Почетные звания были везде — например, в исправительно-трудовых лагерях, где числилось много заключенных, награжденных званием ударника (им, правда, не ставили памятников). Всесоюзную сельскохозяйственную выставку 1939 года украшали бюсты стахановки Паши Ангелиной и Марии Демченко, а также героев Советского Союза Михаила Громова и Ивана Папанина. Панно и картины со «знатными людьми социализма» везли на Международные выставки в Париж в 1937 году и Нью-Йорк в 1939-м. Поток агитационных бюстов нарастал. 
Расценки на изготовление бюстов и барельефов. Госполитиздат, 1920-е

В 1938 году разрабатывается «Титульный список строительства памятников на десятилетие 1939–1949 года», где помимо списка культурных героев есть рубрика «Наказ избирателей». В ней предпринята попытка сымитировать местные инициативы: фигуру пионера-героя Павлика Морозова хотели поставить к 1938 году в Александровском саду, потому что там «место прогулок детей». В 1939 году предполагалось, что для Дворца Советов (на месте храма Христа Спасителя) потребуется выполнить 650 бюстов и мелких скульптур. Во время войны инициативы были так же интенсивны, как и в 1918–1919 годах: 19 декабря 1941 года появляется распоряжение «О развертывании работ по монументальной пропаганде», в 1943 году выходит распоряжение о создании бюстов дважды и трижды Героев Советского Союза. 
Скульптор Анатолий Григорьев работает над скульптурным портретом летчика Николая Арсенина. Московский фронт, 1942. Источник: www.maslovka.org

На этом новаторские инициативы заканчиваются. В послевоенное время открытия памятников вошли в более или менее обыденное русло. К 1950-м появляются признанные мэтры портретного жанра, которые специализируются на представителях власти и героях: Николай Томский, Евгений Вучетич. Сложились основные типы памятников и их художественная трактовка: типизированный образ рабочего и реалистический портрет. Культ героев и рабочих как часть официальной истории страны был закреплен в учебных программах по истории и литературе, в томах истории искусств, которые создавались к 1960-м.

Памятник — это инструмент и символ власти. В СССР была создана идеологическая программа, основанная на визуальных символах памяти. Культ Ленина обеспечивался стараниями специальной Комиссии по увековечиванию памяти В.И. Ленина, она следила за «достоверностью» его портретов; место для его изображений обеспечивали мемориальные уголки, а погребальный мавзолей или многолетний призрак Дворца Советов (как памятника Ленину) обеспечивал цельность концепции «морально-политического единства». 
Слева: А.Л. Котихин. Памятник Ленину во Владимире, на фоне двуглавого орла, восстановленного на фасаде здания городского банка. 1925. Бронза. Фото: Екатерина Алленова/Артгид. Справа: тот же памятник с банкой пива — результат не то вандализма, не то акции неизвестного художника. 2013. Фото: Иван Степанов

Памятник Ленину и сегодня, в постсоветскую эпоху, — привычный элемент городского пейзажа и объект разнообразных перформативных практик, куда входят, например, акты вандализма (как одна из функций памяти). Это в полной мере отвечает изменившемуся общественному восприятию памятников. Ко второй половине XX века из элитарного объекта памятник все чаще становится частью перформанса. После событий Второй мировой войны и Холокоста западные художники отказались от идеи выражения с помощью памятников собственно памяти. Вера в скульптурно-архитектурную форму, которая могла бы выразить чувства или идеи общества, вера в монументальное искусство была исчерпана. Многие памятники стали символами невозможности памяти. Художники, авторы памятников по всему миру, отказывались в своих работах от традиционных функций монументов (выражения места и времени), чтобы создать новые проблемные смыслы. Например, исчезающий контрмемориал Йохена Герца и Эстер Шалев-Герц («Памятник против фашизма», 1986, Гамбург) — 12-метровая колонна, покрытая слоем свинца, на которой жители города оставляли подписи, комментарии и рисунки под воззванием против фашизма, причем по мере заполнения колонна погружалась в грунт и теперь находится под землей. Или памятник, который проблематизирует городское пространство, выявляет его болезненность («Дом» Рейчел Уайтред, 1993–1994, Лондон). 
Рейчел Уайтред. Дом. 1993. Фото: © Dick Bulch/flickr.com

В России инициатива Владимира Путина по установке новых памятников заключается в возобновлении и повторении ритуалов, связанных с ценностями советской жизни. Инициатива президента перформативна: предлагается агитационный памятник без какой-либо «сопроводительной идеи». Реанимируется сразу памятник герою труда, но в отсутствие культа труда. Что будут олицетворять новые бюсты? Они (если когда-нибудь действительно соберется комиссия по их созданию), скорее всего, не продолжат ряд героев прежних лет. Ведь для создания культа памятников мало, нужен целый ряд факторов — например, востребованность определенных видов труда, в которых государство может быть заинтересовано. Например, в советское время культ рабочих пропагандировался в русле осуществления планов индустриализации. Ни идея уникальности человеческой личности (которой служит портрет), ни пропаганда труда (почетное звание Героя) не заметны в современном медийном пространстве. Каким должен быть, например, бюст героя офисного труда? Скорее всего, символическую ценность, реанимированную предложением президента, имеет не сам образ героя, а убедительность пропагандистских мер, в арсенал которых и входили скульптурные портреты.
Аллея пионеров-героев в детском оздоровительном лагере «Лесная сказка» в Ижевске. Источник: fotki.yandex.ru

Сейчас в СМИ постоянно возникают отсылки к советским ритуалам (пионерия, дома культуры). Некоторые из советских памятников культуры восстановлены и активно используются, сохранив свою актуальную функцию, — уже упоминавшийся Парк культуры и отдыха в Москве с восстановленной романтикой трудно идентифицируемого стиля то ли Сталина, то ли Хрущева, Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Трансформация гимна СССР в гимн РФ или восстановление оригинального декора со словами еще сталинского гимна в подземном вестибюле московской станции метро «Курская» — это тоже мемориальные акции.  
Строка «сталинского» гимна СССР в вестибюле станции метро «Курская» в Москве. Источник: www.msfit.ru

Воссоздание ритуалов должно олицетворять наличие памяти. Воссоздавая, мы вспоминаем и обещаем помнить. Однако процесс воспоминания почти невозможен. В восстановленных ритуалах, обликах и названиях непонятны ни функция, ни адресат, ни время действия, и памяти не за что зацепиться. Памятники уже не советские (потому что их не сопровождают советские реалии) и не современные (так как очень похожи на советские). Затрудняется всякая критика проектов, как по отношению к прошлому и памяти, так и по отношению к настоящему (будущему?). Отсутствует и традиционная функция памятников, нет указания на то, что именно хотят сделать: увековечить внешность героя, восстановить старые ритуалы или возродить породившие их реалии. Вроде бы пытаются насаждать идеологию, а фактически порождают буйство неверифицируемых догадок и странные стереотипы. 
По материалам: www.artguide.ru



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"