ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Коллекционер-потрошитель


Арт-критик ИРИНА КУЛИК размышляет о том, как Деймиан Херст из молодого художника превратился в британского.

Текст: Ирина Кулик
Деймиан Херст. С мертвой головой. 1991. Фото: André Morin-Le-Jeune. © Damien Hirst and Science Ltd

К Деймиану Херсту, чью впечатляющую коллекцию можно увидеть на выставке «Свобода не гениальность» в МАММ, прочно прикрепился ярлык «молодого британского художника» — именно в обойме YBA Херст, вместе со своими сверстниками и однокашниками Сарой Лукас, Майклом Лэнди, Ангусом Фэйерхерстом (чьи работы есть в его собрании), а также Трейси Эмин, братьями Чепмен, Сэм Тейлор-Вуд и другими в начале 1990-х появился на арт-сцене. Эпитет «молодой» по определению к художнику, в 2012 году отметившему свое 47-летие ретроспективой в галерее Тейт Модерн, конечно, все больше и больше звучит данью привычке. Но тем очевиднее становится, насколько он, несмотря на всю свою интернациональную славу, является именно что британским художником, — феномен, казавшийся поколенческим, оказывается все более национальным. Сам факт того, что Херст принял участие в церемонии закрытия лондонской Олимпиады, создав для нее ни более ни менее как собственную психоделическую версию британского флага, покрывшего арену стадиона, уже подтверждает его статус национального поп-героя — в одном ряду с The Beatles и Rolling Stones или Шерлоком Холмсом и Гарри Поттером. Не исключено, что однажды ему присудят титул сэра, который пока что чаще достается рок-музыкантам и кинозвездам. Из современных художников его удостоились, насколько мне известно, только патриархи британского поп-арта Эдуардо Паолоцци и Питер Блейк, создавший одну из самых знаковых британских картинок ХХ века — обложку альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» The Beatles. И если награждают за узнаваемость (Паолоцци англичанам знаком как автор городских скульптур и даже мозаики на одной из станций лондонского метро), то у Херста хорошие шансы. В коллекции Херста есть и работы сэра Питера, и работы Ричарда Гамильтона, еще одного английского поп-артиста, широкой публике тоже известного сотрудничеством с The Beatles (Гамильтон оформлял «Белый альбом»).
Репродукция работы Деймиана Херста Beautiful Union Jack Celebratory Patriotic Olympic Explosion in an Electric Storm Painting на покрытии стадиона во время закрытия Олимпийских игр в Лондоне. 2012. Фото: highsnobiety.com

Впрочем, «Битлов» Херст слушал, видимо, в детстве, так как в отрочестве он был фанатом панка — и живописи Фрэнсиса Бэкона. Херста, еще не так давно ходившего в косухе с черепом, конечно, очень хочется назвать панком от современного искусства — примерно так его и представляли организаторы первой московской выставки художника, проходившей в галерее «Триумф». Панк, конечно, успел стать одной из почтенных английских традиций. А художник, питающий слабость к моргам, расчлененке, черепам и таблеткам, выглядит вполне традиционным на родине готического романа и готического рока, в стране, в чью национальную мифологию вписаны и первый подробно протоколировавший свой психоделический экспириенс наркоман (Томас де Квинси), и первый маньяк-убийца (Джек Потрошитель). Таким вот «потрошителем», фотографирующимся щека к щеке с отрезанной головой в морге, Херст предстает на работе 1991 года «С мертвой головой» (With Dead Head), вдохновив на аналогичные фотоподвиги Анатолия Осмоловского, в молодости также представлявшего себя этаким бунтарем-панком в цепях и косухе. Впрочем, снимок, который Херст выставил в качестве своей работы в 1991 году, был сделан много раньше, в 1981-м, в анатомическом театре Лидса, куда начинающий художник ходил рисовать с натуры, — как и подобает прилежному ученику, не останавливающемуся ни перед чем ради обретения мастерства и познания реальности.
Деймиан Херст. Святая Троица. 2000. Фото: Dave Morgan. © Damien Hirst and Science Ltd

Вообще-то говоря, даже самые ранние работы Херста выдают в нем не только нигилиста, провокатора и бунтаря, но и педантичного исследователя, собирателя и систематизатора. Когда в 2008 году Британский музей представил выставку Statuephilia, интегрировав работы пяти знаменитых современных художников в постоянную экспозицию (так, огромная маска-автопортрет Рона Мьюика покоилась рядом с идолом с острова Пасхи, а золотая Кейт Мосс Марка Куинна соседствовала с античными изваяниями), Деймиан Херст идеально вписался в Галерею Просвещения, представляющую истории легших в основу музея коллекций — череду старинных шкафов-кабинетов, заполненных монетами и черепками, раковинами и бабочками. Раскрашенные психоделическими разводами в практикуемой Херстом технике spin painting черепа вполне логично продолжали это собрание раритетов и диковин, в систематизации которых просвещенные умы искали разгадки миропорядка. Шкафы-кабинеты, содержащие всевозможные собрания — фармацевтических препаратов, хирургических инструментов, насекомых, рыб, минералов и даже сигаретных окурков, — являются одним из постоянных форматов произведений Херста. Первый такой он изготовил еще в 1989 году. Раскладывая по полочкам всевозможные штуковины, Херст готов предоставить точные формулы всего что угодно. Его «кабинеты» называются «В поисках нирваны» (In Search of Nirvana) и «В поисках реальности» (In Search of Reality), «Святая Троица» (The Holy Trinity) и The Sex Pistols. Пресловутые разрезанные коровы и акулы в растворе формальдегида выглядят продолжением этих научных коллекций.
Деймиан Херст. Спокойствие одиночества (для Джорджа Дайера). 2006. Фото: Prudence Cuming Associates. © Damien Hirst and Science Ltd

Херст — своего рода «безумный ученый», образ, опять-таки возникший в английской культуре: от обитателей свифтовского летающего острова Лапута до доктора Франкенштейна, доктора Джекила или доктора Моро. Херст ведь тоже видит себя «доктором», у него есть даже «Автопортрет в образе хирурга» (Self-Portrait as Surgeon), написанный в 2006 году. Его искусство переполнено всевозможными атрибутами медицины: от анатомических моделей, которых он превращает в монументальные скульптуры, до хирургических инструментов и всевозможных лекарств и рецептов (например, точной рецептуры основных понятий христианства, каждому из которых соответствовало свое лекарство, как в проекте «Новая религия» (New Religion)), ну и, конечно же, скелетов и черепов. Деймиан Херст может показаться этаким Франкенштейном-неудачником, которому удалось собрать, но не оживить своего монстра. Таким неудавшимся экспериментом выглядит, например, «Спокойствие одиночества (для Джорджа Дайера)» (The Tranquility of Solitude (for George Dyer), 2006) — ремейк знаменитого триптиха Фрэнсиса Бэкона, где «роль» Дайера, покончившего самоубийством любовника Бэкона, которому тот посвятил свое полотно, «исполняют» освежеванные тушки овец в трех заполненных раствором формальдегида прозрачных контейнерах. Самый знаменитый из ныне живущих британских художников, Херст не может не соотносить себя с величайшим британским художником ХХ века — Бэконом. Он рассказывает, что в юности перестал заниматься живописью и обратился к объектам и инсталляциям, когда понял, что у него неминуемо получается «плохой Бэкон». Во второй половине 2000-х Херст даже решил поддаться преследовавшему его всю жизнь желанию и больше не противиться искушению стать «плохим Бэконом», и написал серию нарочито вторичных, на грани смиренного ученичества и ерничества полотен. Живописные подражания Бэкону у Херста получились столь же бескровными, как и вдохновленные полотнами мэтра инсталляции. Разрезанные туши в растворе формальдегида, в отличие от кровоточащего мяса на картинах Бэкона, выглядят стерильными, как лабораторные препараты. А огромные статуи-экорше кажутся не пугающими или отталкивающими, но всего лишь наглядными. Херст говорит о том, что стремится объединить три способа восприятия мира — искусство, религию и науку. Но, похоже, понимает, что «наука» победила, и испытывает тоску по невозможности иррационального. На самом деле ему нет нужды «потрошить» акул, коров, пегасов и единорогов. Мир предстает уже аккуратно разъятым на составные части — остается только коллекционировать и аккумулировать эти многочисленные фрагменты, тщетно пытаясь измерить через них непредставимое целое. Измерить время жизни в выкуренных сигаретах или проживающих отведенные им дни прямо на выставке бабочках, найти фармакологические формулы для евангельских понятий или попытаться представить стоимость любви к богу или ценность человеческой жизни в платине и бриллиантах — как в пресловутом драгоценном черепе «Во имя любви к Богу» (For the Love of God, 2007).



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"