ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Баррикадный пейзаж или Почему Гельману выгодна смерть украинских художников?


Редакция ART UKRAINE подтвердит: я долго отказывался писать материалы на политические темы, считая это очевидным и простым способом добавления очков в личную копилку рейтинга. Тем более, что повлиять словом на большинство людей, сегодня видящих понятие «независимость» в прямой зависимости либо от Восточной, либо от Западной политической силы, невозможно. И вот, на днях попалась интересная заметка видного человека. На своей странице в известной социальной сети высказался Марат Гельман: «Киевские события резко повышают интерес к украинскому искусству и моя коллекция южнорусской волны подорожает минимум вдвое». И далее: «Сейчас самое то было бы выставку украинцев из моей коллекции… Никто не хочет поддержать наших украинских братьев организацией выставки?».

Повод родился мгновенно: в онлайн-обсуждение сказанного вступили многие, в том числе украинские художники, стоящие в эти дни на главной площади страны (интересно, с каких электронных устройств они вступают в непрерывное обсуждение при минусовой температуре?). Очень не хочется, чтобы идейные творческие люди были невольно втянуты в разыгрываемые за их спинами политические стратегии. Восемь лет назад автор этих строк работал в музыкальной компании, и был живым свидетелем, как на Майдан приезжали музыканты со своими песнями, привозили последние деньги на звукозапись, продавая хаты в далеком Закарпатье. А в итоге получали отказ у распорядителей майданной «дискотеки»: друзья, езжайте домой, у нас трек-лист сверстан на месяцы вперед… Разочарованные – не в своих силах – в стране, которая в ответ отказалась их поддержать, они возвращались домой, разуверившись в главном: свободном выборе в пределах своего государства и своем статусе влияющего хоть на что-то электората. Сегодня, когда основными ньюсмейкерами становятся не музыканты, а художники, этим могут воспользоваться вновь. А, как известно, первая кровь, пролитая на холст, разносится мгновенно – быстрее брусчатки и средств массовой информации.

На этом фоне мне кажется полезным для всех рассмотреть, как складывались судьбы творцов, внесших вклад в протестные движения мировой истории, и насколько их работы оказались востребованными потомками. Привычно воспользуемся языком цифр, с минимумом исторических параллелей. Однако, для интереса читателей спросим заранее: как вы думаете, какой объект, связанный с революцией, оказался самым дорогостоящим на аукционных торгах за всю историю? Ответ вы найдете в конце материала, но давайте будем последовательны.

Нидерландская революция (1568-1648)

Она же Восьмидесятилетняя война за независимость Фландрии от испанской монархической семьи. Правда, ее итогом стало образование королевства Нидерландов, а напоминанием осталось лишь понятие «фламандская живопись», но спустя пять веков эта ракировка кажется нам несущественной. Из поколения фламандских художников выделим троих: Рубенса, ван Дейка и Брейгеля-старшего.

Гибралтарская битва, Cornelis Claesz van Wieringen

Сэр Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Провел половину жизни за границей, знал шесть языков. Испанской монархической семьей был сделан советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. Отправился послом в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, за время которых покрыл потолок банкетного зала дворца в Уайтхолле сюжетами из жизни королевской семьи. За что и был возведен в рыцари. Хорошо повоевал, и с практической пользой.

Имеет 13 работ в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 11 млн. Общая капитализация USD 143,3 млн. В списке самых дорогих художников занимает 51 место.

Питер-Пауль Рубенс, Автопортрет, 1622-23

Сэр Антонис ван Дейк (1599—1641). С 1632 года (в разгар революционных движений на родине) живописец жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. Король также посвятил его в рыцари, а затем пожаловал статус королевского художника. Ученик Рубенса в прямом и переносном смысле.

Имеет 4 работы в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 6,9 млн. Общая капитализация USD 27,4 млн. В списке самых дорогих художников занимает 161 место.

Антонис ван Дейк, Автопортрет с подсолнухом

Питер Брейгель-старший (1525—1569). Стал свидетелем вхождения армии испанского герцога Альбы в Брюссель и последующего уничтожения еретиков и террора в Нидерландах. Современник художника из фламандской арт-тусовки тех лет, Карел ван Мандер, вспоминает об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», которую тот завещал жене (доносы были главным оружием политического выживания, а виселицы – орудием испанского возмездия). Второй референс прослеживается в картине «Избиение младенцев», где человек в черном напоминает испанского наместника Альбу, а царь Ирод – Филиппа II. Любители более тонких параллелей отметят и работу Брейгеля «Слепые», как знак покорного невмешательства (а может и слепой революционной борьбы, кто знает?). Тем не менее, умер художник естественной смертью.

Имеет 1 работу в топ-сегменте, стоимость аукционной продажи в 2002 году составила USD 5,1 млн. В списке самых дорогих художников занимает 437 место.

Питер Брейгель Старший, Автопортрет

Французская революция (1789-1799) 

Свержение династии Бурбонов запомнилось истории тем, что в результате него Франция стала республикой. А затем империей. А после вновь республикой. И снова империей. В настоящий момент процесс остановлен на форме «республика». Любителям техники французская революция прежде всего знакома изобретением гильотины. 

Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах"

Жак Луи Давид (1748-1825), активный участник революционного движения, друг и соратник Марата и Робеспьера, голосовал за смерть короля Людовика XVI, подписывал приказы об аресте «врагов революции». Словом, совершенно не смешивал искусство и политику. Художникам на заметку: из-за политических разногласий Давид развелся с женой (впрочем, говорят, тому нашлись и другие причины).

Имеет 5 работ в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 4,6 млн. Общая капитализация USD 23,1 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 356. В списке самых дорогих художников занимает 180 место.

Жак Луи Давид, Автопортрет

Жан-Луи Приер (1759-1795). Французский художник, участник восстания на стороне якобинцев. Известен как автор рисунков «Картины французской революции», изданных в первые годы республики. Спустя два года, после контрреволюционного переворота, был гильотинирован.

На топ-аукционы работы Приера никогда не выходили, а всего официально становились лотами 5 раз, едва преодолев барьер в USD 10 000.

Американская Революция (1775-1783)

Она же Война за независимость Соединенных Штатов, в результате которой было официально создано новое государство и принята Конституция, а также пошел отсчет президентов и долларов.

 

Дон Трояни, Lexington Common - 19th of April 1775

Джон Трамбалл (1756-1843). Американский живописец, непосредственный участник Войны за независимость, адъютант Джорджа Вашингтона. Автор небольших реалистических портретов участников освободительной борьбы и патриотических исторических картин («Сражение при Банкерс-Хилле», «Декларация независимости», 1786-1794). Как видим, годы написания работ с периодом боевых действий не совпадают, картины созданы лишь после уверенной победы. С 1817 по 1836 год возглавлял Американскую академию изящных искусств в Нью-Йорке.

Джон Трамбалл

Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 1,3 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 78.

 

Мексиканская революция (1910-1917)

 

Говоря проще – семилетняя гражданская война, от свержения диктатуры до принятия новой конституции. Послужила толчком к развитию «мексиканского ренессанса», сопровождающегося ярким национальным самовыражением в искусстве. По мнению художников того времени, само создание образа мексиканца, исчезнувшего было из национального изобразительного искусства, являлось «небывалым новшеством».

Диего Ривера (1886-1957). Один из тех, кто стоял за рождением мексиканского монументализма: в первые годы новой страны художники активно приглашались к патриотической росписи фасадов зданий. Вступил в Коммунистическую партию уже после окончания революции, позднее сделал фреску для «Рокфеллер-центра» в Нью-Йорке, изображающую ньюсмейкера последних дней Владимира Ильича Ленина. Чем-то похож на Рубенса, не находите? Тем не менее, проходит по графе «революционный художник».

Имеет 3 работы в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 2,9 млн. Общая капитализация USD 8,8 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 1360. В списке самых дорогих художников занимает 326 место.

 

Фрида Кало и Диего Ривера

Хосе Клементе Ороско (1883-1949). Активный участник Мексиканской революции и один из основателей «Синдиката революционных живописцев, скульпторов и граверов». В разгар революции провел персональную выставку, показав карикатуру на действующего президента страны Каррансу (на минутку, лидера революционного движения!). Графические росписи Ороско, к слову, включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 1,1 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 567. 

Хосе Клементе Ороско

Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974). Протестную деятельность развернул еще в Академии художеств, организовав студенческую забастовку. Принимал участие в военных действиях на стороне революционных активистов. Был неоднократно арестован, и даже сослан в мексиканскую провинцию (что не помешало ему создать там одну из самых значительных серий работ). Участвовал и в гражданской войне в Испании, и в ликвидационной бригаде по устранению Троцкого. Словом, искал себя через искусство и не только.

Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 1,3 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 78. 

Давид Альфаро Сикейрос

Фрида Кало (1907-1954). Единственная в списке женщина-художник, несмотря на юный возраст во время баррикадных событий, имеет отношение к революции больше, чем многие вышеназванные защитники отечества. Во-первых, Фрида была убежденной коммунисткой до конца жизни, во-вторых, женой Диего Риверы. И, главное, ее имя первое, с чем ассоциируется женская сторона латино- и центрально-американских революций, чему немало поспособствовали фотографии с оружием и прочий военный фетиш.

Имеет 3 работы в топ-сегменте, средняя стоимость аукционной продажи – USD 4,6 млн. Общая капитализация USD 13,9 млн. Количество всех аукционных торгов художника – 59. В списке самых дорогих художников занимает 246 место.

Фрида Кало, Автопортрет

Китайская революция (1922-1936 и 1945-1950)

Под влиянием Октябрьской революции в России одновременно проявилась политическая активность населения Китая. То, что проходит под именем «китайская революция» (не путать с китайской культурной революцией) выражалось в гражданской войне между правлением республики и коммунистической партией. Окончательному установлению новой власти в Китае были приурочены многочисленные изображения борьбы «красной» партии последних десятилетий.

 

Неизвестные китайские художники. В течение многих лет авторы идеологических постеров, открыток и реалистичной живописи 1950-х годов оставались неизвестны, работая на государство. Лишь в минувшие годы, когда их работы стали попадать на аукционные торги (средний эстимейт открыток и постеров – USD 100-300, живописных работ – USD 8 000 – 10 000), имена стали открываться публике.

Ай Вейвей (род. 1957). Самый скандальный художник Поднебесной не принимал участия в росписи революционного фарфора, однако справедливо считается символом современного несогласия и борьбы. Правда, большинству мировой общественности он стал известен не персональной инсталляцией в Tate Modern,  а будучи посаженным в китайскую тюрьму на родине (по «официальной» версии, не за содержание своего искусства, а неуплату налогов после его продажи). Сбежав из страны в начале 1980-х, спустя годы вернулся, совмещая творчество с ведением блога об экономических и социальных преступлениях. Знал, на что шел, одним словом.

Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 657 000. Количество всех аукционных торгов художника – 100. 

Ай Вейвей

 

Кубинская революция (1953-1959)

 

Вооружённая борьба за власть на Кубе, закончившаяся приходом к власти Фиделя Кастро с ощутимой огневой поддержкой аргентинского медика Эрнесто «Че» Гевары. Самый заметный пост-баррикадный художник страны военные действия пережил тихо.

Мариано Родригес (1912-1990). Художник, известный дружбой с Диего Риверой. Работал как иллюстратор, стенописец, витражист и керамист. После революции назначен атташе по культуре посольства Кубы в Индии. В дальнейшем работал в Casa de las Américas (организации, созданной вскоре после революции для установления связей со странами региона), возглавляя отдел искусства, также руководил секцией искусства в Союзе писателей и художников Кубы.

Работ в топ-сегменте не имеет, в списке самых дорогих художников не значится. Наивысшая стоимость аукционной продажи – USD 269 000. Количество всех аукционных торгов художника – 242. 

Мариано Родригес

 

Тунисская революция (2010-2011)

Она же – «Жасминовая» или «Финиковая» революция – волна общенационального недовольства политикой президента Туниса Зин эль-Абидина Бен Али, которая привела к его отставке. До этого дня улучшения жизни людей не замечено.

 

Популярность в Тунисе тех дней обрел граффити-арт. Рисовали как аутентичные произведения и призывы, так и используя трафареты других художников, например, Бэнкси (особенно отличилась этим художественная группа «Пещерные люди»). Однако к настоящему моменту ни один из объектов уличного искусства Туниса на официальные торги не попал.

 

Египетская революция (2011)

Серия месячных уличных демонстраций и протестов в Каире и других городах страны привела к отставке сначала правительства, а затем и президента Хосни Мубарака, правившего с 1981 года. Как и в соседнем Тунисе, до этого момента улучшения жизни людей не замечено.

Египетская революция

Конфликт поднял из небытия как взрослые артистические силы, так и молодежь. Помимо уличного искусства и живописи, революция в Египте натолкнула на мысль Мохамеда Албу (род. 1953) провести свою выставку в Facebook, за неимением альтернативного международного пространства (5 проданных работ, наивысшая стоимость USD 15 361). Его более возрастной коллега Джордж Багхури (род. 1932) и вовсе впервые вышел на аукционные торги с началом войны (2 продажи, наивысшая стоимость USD 15 000). У египетской арт-молодежи свои развлечения: один скрывается за псевдонимом Ganzeer (местный Бэнкси, 0 продаж, 0 выходов на торги), другой художник / фотограф – девушка по имени Марва Адель (род. 1984) через искусство пытается сказать миру о перспективах гендерной политики в военное время (9 публичных продаж, наивысшая стоимость USD 15 000).

 

Сирийский конфликт (2012)

 

Конфликты в ряде городов Сирии в 2011 году не привели к революции, а сразу переросли в гражданскую войну. Художники уже высказали свое мнение по данному вопросу, причем большинство – иностранной прессе. Некоторые – посредством арт-дилеров (ничего не напоминает?).

Таммам Аззам (род. 1980), самый активный молодой сирийский художник. Совмещает национальную идентификацию с политическими событиями: флаги, покрытые слом пыли, развешенное белье в красной краске и другие понятные активные символы. «Революция не просматривается в искусстве», – искренне заявляет Аззам, – «Она обходит нас, как художников, но является агентом перемен».

Спорно насчет агента-революции, но агенты самого художника активно ведут его продажи на внешнем, не объятом войной, рынке. С начала ведения боевых действий работы Аззама были выставлены на торги 28 раз. Последние два лота – на Christie’s в Дубае в ноябре 2013 года. Правда, результатами агенты имеют право быть недовольны, кровь не оправдана надежд: в первом случае «Флаги» ушли за USD 18,750 (при эстимейте USD 15 000 – 20 000), более ранняя работа художника из серии «Стирка» не была продана (эстимейт USD 8 000 – 10 000).

Таммам Аззам

Естественно в перечне уместились не все страны, когда-либо охватываемые народным волнением. Мы взяли для выборки наиболее показательные – как с точки зрения художников, так и современной ситуации. Однако, выводы напрашиваются сами собой:

  1. Стоимость работ художника «революционного периода» никоим образом не тождественна его участию в самом процессе. По этой логике, едва голова Жан-Луи Приера упала вниз – его искусство взлетело бы вверх, но второго не произошло. Более того, самыми успешными в итоге оказались те, кто переждал революцию за границей на хорошем жаловании. Или был ближе к революционной верхушке.
  2. Подавляющее большинство художников приступило к материализации революционных идей на холсте уже после того, как пушки смолкли, а баррикады разобрали. То ли оружие в руках было, то ли инстинкт самосохранения присутствовал.
  3. Международные арт-дилеры и галереи активно спекулируют на войне, предлагая художников из неспокойных регионов с рецензией: «Купите сегодня, завтра его могут застрелить». Но слышат в ответ: «Вот завтра и купим». Половина публичных продаж того, что проходит под PR-грифом «революционный арт» либо не продается, либо уходит в пределах эстимейта. А все почему? Мира люди хотят.
  4. Даже у активных революционных художников (большей частью Латинская Америка) большей популярностью впоследствии пользуются работы, созданные на отвлеченные темы. Среди топ-продаж каждого из названных нет ни одной «военной» тематики в произведении!

Если Марат Гельман дочитал вслед за вами до этих строк, он непременно спросит: причем здесь он? Притом, что если хоть один деятель украинского арта из собрания московского галериста насмерть замерзнет в центре столицы, его случайно брошенные слова осуществятся: выставка и последующие продажи будут иметь успех. Но не стоит думать, что катализатором станет кровь. Ею будет смерть, как факт конечной остановки деятельности художника, а с нею – невозможности пополнить свой творческий багаж. Регулярно дополнявшийся «пакет акций» ушедшего художника станет статичным и автоматически поднимется в цене. А так «киевские события» будут держать интерес к украинскому искусству ровно столько, сколько будут длиться. А после интереса хватит ровно настолько, насколько  искусство наше конкурентоспособно. Я только одного не пойму: почему наши художники радостно поспешили обсуждать с Гельманом (пусть даже в шутку) московскую выставку, но никто в ответ не позвал его приехать и постоять пару ночей на Майдане? Скажем, для подписания выставочного контракта. Уверен, ради искусства он бы не отказал.

Да, и ответ на вопрос из превью к статье. Все же, какой «революционный» объект стал самым дорогим аукционным лотом в истории? Нет, не кусок памятника Ленину и не портрет Джорджа Вашингтона кисти Трамбалла. Ровно год назад, на Chrisite’s за 3 миллиона швейцарских франков была продана, датированная годом начала Французской революции… бутылка коньяка.

А вы говорите: революция и искусство.

По материалам: www.artukraine.com.ua



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"