ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Богородица с ребенком. Икона из Луцка. XIV в.


Наше представление об икВ.Свєнціцькаонописи XIV века на Волыни пока ограничивается небольшим, очевидно намисной, иконой « Богородица с младенцем » из Луцка (Государственный музей украинского изобразительного искусства УССР, ил. 145 ), по времени создания которой мнения расходятся. Есть попытки датировать ее даже XII- XIII веками или концом XIII - началом XIV века 34, связывая ее возникновение со временем Петра Ратенского. Икона привлекает внимание лаконизмом и глубокой эмоциональностью образа. Поражает скорбный выражение глаз Марии с наклоненной в сторону сына головой. Это движение нарушает строгость канонического типа Одигитрии, вносит в изображение немало тепла, трогательной нежности и человечности, будто органически связывая фигуры в одно неразрывное целое.

Композиция построена на четком силуэте и контрастном сочетании цветных плоскостей - темно - коричневого, что бросается в фиолетовый цвет, мафория Марии, насыщенно охристого фона золотисто - оранжевого и сине - зеленого с белым одежды Христа. Радостные, звонкие акценты вносит киноварная Червин на Хрещатом нимбе Христа и на широких поперечных полосах обрамление (боковые срезанные ).

В выразительном рисунке, тонком моделировании лиц, особенно Марии, по оливково - зеленом санкирь с легким румянцем и красноватыми рефлексами на шее ощущаются малярные традиции Киевской Руси. Своеобразная фактура - наложение краски в некоторых местах тела мелкими мазками - напоминает античную технику энкаустики. Но в рисовании глаз, губ, в заключении волос и т.д. заметны приемы, свойственные некоторым мастерам XV века ( « Нерукотворный образ » с терли ). В связи с тем, что иконография изображения отклоняется от общепринятой, не во всех деталях выдержано один стиль, в частности в трактовке драпировок одежд Христа, можно думать, что это украинский мастер повторил какой-то древний образец, возможно южнославянского происхождения, где получила распространение более лирическая интерпретация образа.

Опустошительные набеги крымских татар и усиления социального и национального гнета вызывают на Украине в XV веке антифеодальные настроения и движения : то тут, то там взрываются восстания, в Запорожье организуется казачество. В живописи рядом со строгими архаичными традициями намечаются и новые тенденции, обозначенные життествер - джуючим оптимизмом и обогащением форм малярного высказывания. Шире развивается творчество народных мастеров.

Наличие определенного комплекса черт ли в отдельных произведениях иконописи XV века, то в группах дает возможность наблюдать достаточно значительное разнообразие индивидуальных почерков отдельных мастеров и даже выделить отдельные мастерские, связать их с теми или иными центрами, определить сферу их действия и влияния.

Многие памятники из окрестностей Перемышля, включая Лемковщину и Бойковщину, а также архивные упоминания о нескольких перемышльских маляров - Владыку (1393-1394 гг ), Хайль ( Иоиль, 1426 ), Матфея ( 1431 -1451 гг ), Дробыша Тимофея (1443-1450 гг ), Якова (1443-1451 гг ) 35 свидетельствуют, что Перемышль, где в то время находился галицкий егиископ, был важным художественным центром.

Второй очаг художественной жизни мог создаваться во Львове, который вырос в крупный центр транзитной торговли между Востоком и Западом. Но на Львовщине сохранилось гораздо меньше памятников того времени, а в самом Львове - вообще никаких. В городских актах XV века есть упоминание только о нескольких львовских художников - Станислава (1404 - 1412 рр. ), Ивана и Луке (1406-1425 гг ), Андрея (1443-1448 гг ) и перемишльского художника Матвея (1431-1451 гг. ) 36.

О творческой деятельности киевских мастеров XV века не сохранилось никаких конкретных материалов, за исключением упоминания о киевском монаха Антония, который расписывал в 1409 году Троицкий собор в Пскове 37.

Следует, однако, думать, что во второй половине XV века в Киеве было некоторое оживление художественной жизни в связи с работами, которые в 1470 году проводились в Киево - Печерской лавре мерами и средствами Семена Олельковича 38.

При отсутствии памятников и архивных данных очень трудно конкретно характеризовать тогдашнюю художественную творчество Волыни. Во всяком случае, можно думать, что и тогда отдельные художники разных городов поддерживали между собой связи, обменивались опытом. Это способствовало выработке определенных общих черт, характерных для всего украинского искусства. Не исключено, что в поисках творческих контактов, украинские художники выходили и за пределы своей страны, обогащая свой ??опыт творческими отношениями с соседями. Поэтому неудивительно, что в трактовке образа в ряде случаев наблюдается родство с живописью Новгорода, Пскова и других центров, а в некоторых ощущаются связи с южнославянским живописью, в частности с сербским ( « Богородица с Черемошне » ),

Уцелевшие произведения станковой живописи XV века - это преимущественно иконы наместного и деисусного рядов иконостаса. Ряда пророков тогда еще, пожалуй, не было. В то время иконостас еще не был высоким, имел лишь два- три ряда, причем наместные иконы преимущественно были монументальных размеров. В соответствии с этим в увеличенных размерах трактуются и иконы праздничного ряда.

Произведениям живописи XV века присуща определенная совокупность стилевых признаков, которая позволяет отличить их от икон XVI века. В них монументальные фигурные изображения преобладают над сложными сюжетными сценами. Композиция отмечается тектонической компактностью и ритмической построением на плоскости, все элементы - от продуманного расположения толпы, силуэтов и соответствующего сочетания цветов к надписям и обрамления - подчинены целостности и выразительности образа.

В станковой живописи того времени, как и в настенных росписях украинских мастеров в Польше, Львове, Лавру, Лужанах, применяются параллельно живописные и графические приемы, причем ведущим приемом был живописный, ему подчинялся графический как вспомогательный. В основном в произведениях XV века графический элемент приглушен. Роль линии становится активным в построении художественного образа уже в конце века и ведущей - в следующем.



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"