|
Написал статью: Opanasenko
Распятие. Икона с Рихвалду. XV в.
В общем трактовке пейзажа с выделенными тремя полукольцами холмами переднего плана заметно некоторое родство с пейзажными композициями фресок Киевской Софии ( «Жертва Авраама » на хорах ). Это, безусловно, еще один из наглядных доказательств преемственности традиций художественной культуры Киевской Руси, применение некоторых приемов монументальной живописи в станковой. Следует добавить, что интерес к пейзажу - одна из характерных черт украинского средневековой живописи.
Кисти другого неизвестного выдающегося мастера, также последователя строгого и торжественного стиля, одаренного тонким живописным и декоративным чувством, принадлежат две иконы с изображением архангелов Михаила ( ил. 147 ) и Гавриила с Дальовы ( лемков - щина ) к сожалению, ниже колен иконы срезанные. Архангелов представлены в молитвенной позе с опущенными головами и лицами, обращенными к центру. В руках у каждого из них жезл и белый круг с монограммой « X ». На темно - оливковом зеленом позем, как и в « Преображении », мелкие цветы - деталь, достаточно типична для икон XV века.
В образах архангелов мастерски раскрыто тогдашний идеал одухотворенной, опоэтизированной и обожаемой красоты человека. Глубокие насыщенные цвета в контрастных сочетаниях ( горящей киноварной багряного приглушенного тона золотистой охры и темной синевы зеленые ), сдержанный, четкий ритм прямых и чуть-чуть ломаных линий, сосредоточен, полон уважения и какой-то скорбной замыслы выражение лиц предоставили образам глубокого эмоционального и возвышенного звучания.
Особенно искусно моделируемого лица плавным вохренням темного оттенка по зеленоватом санкири с легкими румянцем и подчеркиванием найосвитлениших мест незначительными движками, возложенными уверенными ударами кисти. Темные, специфических выпуклых очертаний головы ангелов с буйными кудрями, перехваченными белой лентой, мягко вырисовываются на мерцающем фоне позолоченных нимбов, окаймленных киноварные полоской. Иконографически эти изображения совпадают с аналогичными новгородскими иконами, но в способе выполнения ощущаются черты другой живописной школы.
Наличие комплекса определенных черт дает основание связать со сферой влияния этого выдающегося мастера ряд других произведений XV века ( «Св. Юрий- Мученик » с Тур я, « Богородица - Одигитрия» с Берегов нижние ). К ярких произведений этой группе следует отнести очень больших размеров храмовую икону « Космы и Дамиана » с Тилича у Коросно ( Лемковщина, ил. 149). Здесь объединены приемы строгого монументального стиля с жизнерадостным колоритом, высокий профессионализм с приемами народных мастеров или учеников, которым поручалось выполнение расположенных с трех сторон центрального изображения житийных бытового повествовательных сценок 39.
Святых врачей - безсеребреникив, которые считались патронами ремесленников - механиков, изображен во фронтальных торжественных позах со шкатулками в руках, завернутыми в плаще, по древнему византийскому обычаю. Плащи светло- розового и насыщенного киноварно - красного цвета мягко обертывают фигуры. Большие плоскости оливкового оттенка нижней одежды значительно смягчают контрасты, создавая мягкий переход к охристого фона. Статичность и некоторую архаичность композиции подчеркивают схематично и симметрично расположенные линии складок нижней одежды.
ВВЕРХ
|