ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Секс в мировой культуре. Пещерный секс



Первобытная Венера

Наши далекие-далекие предки, жившие в каменном веке, естественно, тоже занимались сексом. Но вот как они к нему относились? Был он для наших пращуров лишь способом размножения или все-таки чем-то большим? Как проявлялось отношение к сексу, чувственности и эротике в творчестве людей в ту далекую эпоху?
Попробуем ответить на эти вопросы вместе с журналом «Шпигель».

Глиняное порно

В 2003 году, в Лейпциге, во время археологических раскопок ученые обнаружили необычные статуэтки, датирующиеся каменным веков. Ковш экскаватора наткнулся на мусорную яму семитысячелетней древности. Эта яма была заполнена обычными отходами деятельности первобытных людей, однако среди костей, черепков и прочего мусора археологи обнаружили уникальную фигурку. Эта небольшая статуэтка размером около 8 сантиметров стала одной из самых древних сохранившихся глиняных скульптур человека.

Адонис из Чернитца
Несмотря на отсутствие ног, головы и живота, самая важная деталь фигурки сохранилась в целости — это тщательно вылепленный, короткий, но впечатляющий фаллос.
Находку окрестили «Адонис из Чернитца». Ученые произвели реконструкцию недостающих частей фигуры и продолжили поиски. К восторгу руководителя работ, Херальда Штобля, вскоре были обнаружены новые фрагменты. Один из осколков, от левой руки до ягодицы, особенно заинтересовал археологов, так как, похоже, был когда частью женской статуэтки. Сопоставление размеров фрагментов, их позиций и расположения, позволили Штоблю сделать вывод, что эти фрагменты составляли единую композицию, изображающую сцену соития. По его мнению, древний ваятель изобразил прямостоящего мужчину, и женщину, согнувшуюся почти под прямым углом перед ним.
Если предположение ученых верно, то глиняные фигурки из Лейпцига становятся самым древним изображением любовного акта, дошедшим до нас. До сих пор самым ранним таким изображением считались греческие фрески, написанные около 4 тысяч лет назад. Конкретная цель создания этой статуэтки, конечно, доподлинно неизвестна. Некоторые исследователи считают, что это некий ритуальный предмет существовавшего тогла культа плодородия, другие утверждают, что это свидетельство утонченного эротического вкуса наших предков, ну а третьи думают, что это просто игрушка.

Нравы Каменного Века

Разнообразие мнений ученых по поводу этой и подобных находок вполне типично, ведь вопросы любовных отношений, секса и отношения к нему в древних обществах в течение длительного времени практически игнорировались исследователями. Многие детали истории развития половых отношений до сих остаются невыясненными. Когда и почему человек стал стыдиться своего полового влечения? Почему в одних культурах такие темы, как инцест или гомосексуальные отношения находились под запретом, а в других напротив, были широко распространены? Как появилась моногамия? Ответы на эти и другие вопросы могли бы прояснить не только темные моменты социальной жизни древних людей, но и помочь в исследовании сексуальных отношений и в современном обществе.
Однако пока вопросов остается больше, чем ответов, а сексуальная жизнь наших пращуров окутана покровом тайны. Хотя, несомненно, прогресс и в изучении ранней истории сексуальности, и в популяризации этих исследований, все-таки наблюдается. Ученым удалось обнаружить и эротическое нижнее белье времен бронзового века, и фривольные фрески возрастом 4 тысячи лет, и даже первобытные презервативы, сделанные из ткани и обработанные специальным составом на основе молока. А при раскопках на озере Констанс в южной Германии был обнаружен целый храм, стены которого были украшены глиняными женскими грудями. Археологи полагают, что этому сооружению неизвестного пока культа более 6 тысяч лет.
Как же трактовать все эти находки? Исповедовали ли наши предки полную свободу половых связей? А может быть, в первобытном обществе уже существовали строгие рамки сексуальных отношений и табуирование отдельных видов секса?

Существует две противоположные точки зрения по этому вопросу. Одна группа исследователей полагает, что древние люди были абсолютно свободны и даже неразборчивы в связях, а проявления сексуальности никак не регламентировались. Следуя зову природы, люди предавались любовным утехам в любое время и в любом месте, а постоянная смена партнеров и групповой секс были обычным явлением. Другая же позиция состоит в том, что первобытные люди, напротив, скорее воздерживались от секса, а интимные отношения были всячески регламентированы и являлись частью определенных ритуалов. Что интересно, находки, подобные фигурке «Адониса», оба лагеря ученых полагают доказательством именно своей версии. Сторонники «распущенности» нравов считают их свидетельством, что у первобытных людей «одно было на уме», а «табуисты» полагают эти скульптуры неким ритуальным предметом культа плодородия.
Каменный фаллосГорячие споры идут и по поводу каменных фаллических предметов, возраст которых некоторые ученые оценивают в 32 тысячи лет. Некоторые считают их обычными фаллоимитаторами, которые использовали для своих утех женщины каменного века. Другие же утверждают, что это ритуальные фаллосы, при помощи которых девушек лишали девственности во время обряда инициации.

Секс и дарвинизм

Одним из первых и до сих пор наиболее авторитетным сторонником «табуированности» первобытного секса является Чарльз Дарвин. Он выдвинул теорию о том, что в каменном веке люди жили в состоянии постоянной конкуренции и соперничества друг с другом, а не просто слепо следовали своему половому влечению. У наиболее сильных мужчин были целые гаремы из наиболее привлекательных женщин, а уделом слабейших становился либо гомосексуализм, либо самоудовлетворение.
По мнению знаменитого Зигмунда Фрейда, для того, чтобы сильные первобытного мира не так уж угнетали слабых, человеческий социум изобрел «тотемизм». Это система организации общества, основанная на союзе группы людей с неким воображаемым объектом, обычно животным, помогала поддерживать мир и порядок и способствовала единению общества. Но при этом она также накладывала на каждого члена группы определенные сексуальные ограничения.
Согласно этнографическим исследованиям среди племен Африки и Австралии, в тотемических обществах люди очень часто стыдились не только секса, но и, до определенной степени, общения друг с другом. Например, даже простое прикосновение брата к сестре считается табу в некоторых племенах, а брак между жителями одной деревни бывает невозможен у большинства первобытных народов. Сексуальная разнузданность и выплеск сексуальной энергии происходит по строго определенному ритуалу во время празднеств всего несколько дней в году. Сторонники «табуистической» теории считают, что человек вобще не смог бы стать человеком, если бы не усмирял таким образом свои сексуальные желания.
Однако вопрос о том, как именно человек эволюционировал из полуживотного в человека разумного, Homo Sapiens, до сих пор открыт. Неясно так же, как протекала сексуальная жизнь человека того времени, и как именно образовалиьс вышеупомянутые ограничения и ритуалы. Уже около 400 тысяч лет назад «человек прямоходящий», предшественик человека разумного, строил довольно просторные хижины, в которых могли проживать от пяти до десяти членов племени. Очевидно, что уединиться для соития там не представлялось возможным. Происходили ли сексуальные контакты вне пределов обиталища, или на виду у остальных соплеменников, или даже были ли эти контакты беспорядочными и групповыми, точно неизвестно.
Как считает Свен Хансен, специалист по доисторической эпохе, уже в те далекие времена жизнь людей в плане секса подчинялась строгим правилам. Это связано с тем, что высокая рождаемость не была желанной среди племен охотников и собирателей. Каждый ребенок был не только лишним ртом, но обузой в кочевьях племени. Поэтому как-то контролировать численность группы и обуздать рождаемость было жизненно необходимо, что и привело к появлению и примитивных противозачаточных средств, и частичному табуированию сексуальной жизни.

Культ «Венеры»

Первобытная Венера
Но даже самые ярые сторонники «табуистической» теории не отрицают большой роли эротики в жизни древних людей. Они полагают, что именно запрет на беспорядочную половую жизнь привел к появлению эротических произведений. Человек каменного века сублимировал свои сексуальные желания в искусство. Доказательством этого, возможно, служат многочисленные пышногрудые статуэтки «Венеры», абсолютно правильные и откровенные с анатомической точки зрения женские фигурки, которых обнаружено уже несколько сотен. Все они изображают идеал красоты эпохи Палеолита, женщин с пышной грудью и широкими бедрами, часто с браслетами или ремнями, подчеркивающими ее наготу.
Однако приверженцы теории «свободных нравов» не согласны с такой интерпретацией древних эротических предметов. По их мнению, это прямое свидетельство свободы и естественности сексуальной жизни первобытных людей. Причем фигурки «венер», несмотря на показанные мельчайшие подробности женской анатомии, вовсе не обязательно были созданы в порнографических целях. На многих из них явно изображены признаки беременности, а возможно даже отображено начало родов. Таким образом, эти статуэтки олицетворяли собой не похоть и сексуальное влечение, а скорее плодородие и жизненные силы природы.
Более того, некоторые ученые полагают, что подобные скульптуры вовсе не имели отношения к сексу. Они прославляли женщину как мать, как родительницу каждого члена племени — но сам процесс беременности и родов, по мнению этих исследователей, в сознании человека каменного века никак не был связан с совокуплением. Появление младенца из чрева матери было для первобытного мужчины настоящим чудом, которое он воспринимал вне зависимости от сексуальных отношений.

Новые знания

Мужское началоЭпоха женского начала и культа «Венеры» не могла быть вечной. Человек рано или поздно осознал взаимосвязь между сексуальным контактом и последующей беременностью и рождением детей. Именно с этого периода начинает меняться взгляд на секс, и начинает меняться его изображение. Новые, мужские, мотивы возникают в творениях древних художников и скульпторов, и появляются совместные образы, где мужские гениталии присутствуют наряду с женскими.
Так, в пещере Ла Марш на западе Франции обнаружены многочисленные эротические рисунки, возраст которых оценивается в 14 тысяч лет. Они представляют собой своеобразную древнюю Камасутру и изображают различные сексуальные сцены и позы, легко угадывающиеся несмотря на примитивность картинок. Один из эпизодов показывает мужчину, стоя проникающего в свою партнершу, тела их тесно переплетаются в страстном объятии. На другом мы видим голову, находящуюся между ног женщины, это, пожалуй, самое древнее изображение орального секса.
«Адонис из Чернитца» тоже стал свидетельством нового подхода к сексуальным произведениям. Главным объектом творчества, по видимому, становится не сама женщина, а слияние мужского и женского, сам акт совокупления. Херальд Штробль предполагает, что фигура «Адониса», с подчеркнуто большим пенисом, и его партнерши, с крупными ягодицами, носили магический характер и выставлялись в каких-то священных местах. Возможно, подобных храму на озере Констанс, украшенном торчащими из стен восемью женскими грудями, в котором, быть может, проводились ритуальные оргиастические церемонии культа плодородия.

Вопросов в изучении зарождения эротического и сексуального искусства, как и в самой истории половых отношений в первобытных обществах, остается еще множество. Но как бы то ни было, очевидно одно: традиция изображения секса насчитывает уже не один десяток тысячелетий.

Статья подготовлена по материалам сайта spiegel.de



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"