ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Про писи. Вагина в искусстве


Вагина — как притягивающая к себе, как рождающая, как скрывающая нечто и как выдающая это нечто на свет: проще говоря, вагина как художественный инструмент. Внимание! Публикация содержит ссылки на фото- и видеоматериалы, которые могут оказаться неприемлемыми для некоторых пользователей. Строго 18+

В музее Орсэ перед «Происхождением мира» Гюстава Курбе.
Фото: AFP. Источник: www.huffingtonpost.fr

29 мая 2014 года молодая люксембургская художница Дебора де Робертис вошла в зал Курбе в парижском музее Орсэ, самый знаменитый экспонат которого — картина «Происхождение мира». На художнице было золотистое платье точно в тон тяжелой золоченой рамы «Происхождения мира» — и, как вскоре оказалось, больше ничего. Сев под картиной лицом к залу, Де Робертис приподняла подол платья-«рамы», раздвинула ноги и, в общем, скосплеила шедевр Курбе, продемонстрировав публике то же, что изобразил художник. Публика взорвалась аплодисментами, защелкали камеры. Со всех сторон побежали взволнованные смотрители…

 

Дебора де Робртис в перформансе Mémoire de l’origine («Память о происхождении»). 2014. <br>Источник: www.dust-distiller.comДебора де Робртис в перформансе Mémoire de l’origine («Память о происхождении»). 2014.
Источник: www.dust-distiller.com

 

По словам самой де Робертис, впрочем, она не повторяла изображение, а сделала радикальный шаг вперед: еще и развела половые губы пальцами, продемонстрировав не просто промежность (как у Курбе), а неприкрытое зияние. «Есть провал в истории искусства, — говорит она в интервью Luxemburger Wort, — отсутствующая точка зрения объекта взгляда. На реалистической картине художник изобразил разведенные ляжки, но сама вагина остается скрытой. Он не открывает глазу, так сказать, дыру. Я не показываю свое влагалище, я открываю то, чего нет на картине: глаз вагины, черную дыру, этот скрытый глаз, бездну, которая уводит по ту сторону плоти, к бесконечности, к началу начал».

Дебора де Робертис. Mémoire de l’origine. 2014. Видео. Внимание! Видеоматериал, размещенный по этой ссылке, может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей. Строго 18+

Если отвлечься от того, что «писю показывать неприлично» и жест, безусловно, эпатажный (как, впрочем, шокировала современников и картина Курбе), посыл де Робертис, это ее «я научила женщин говорить» (то есть вагины — глазеть) заключается в инверсии классического отношения зрителя и объекта искусства, созерцающего и созерцаемого: это не только вы смотрите на вещь, но и она на вас смотрит, и ее взгляд активен, его сила парализует, шокирует и т. д. Де Робертис сделала все, чтобы максимализировать эту парализующую силу взгляда объекта, — именно поэтому она так поработала с пространством, максимально и многократно центрируя его на точке, откуда этот взгляд исходит, и превращая в последовательность рам: если у картины Курбе только двойная золоченая рама, то тут рамой становится само пространство зала вместе со всеми картинами, затем рамой является золотое платье художницы и, наконец, к раме сводится само ее тело — вся та прочая неважная плоть, что вокруг собственно преподносимого объекта. Стандартная феминистская повестка борьбы с объективацией женского тела у нее отступает на задний план перед скорее психоаналитической, лакановской проблематикой вещи как активного начала, источника взгляда, формирующего наше «я». А что такое вагина, как не Вещь (в лакановском смысле) par excellence — объект, задающий и желание, и ужас? Золоченой рамы как минимум он вполне достоин.

Музей Орсэ, однако, вдаваться в высокие материи не стал. «Перформанс, не перформанс — в любом случае это грубое нарушение правил музея!» — официально заявила администрация Орсэ. Формальным поводом для возмущения администрации была не сама демонстрация вагины, а то, что де Робертис не подавала заявку, не согласовывала с музеем проведение своей акции. Впрочем, продолжил музей, «даже если бы подала — мы вряд ли бы ее согласовали».

 

Джуди Чикаго. Стареющая художница-еврейка. 2008. Литография. Музей искусства Нью-Мексико, Санта-Фе.<br> © 2013–2014 The New Mexico Museum of Art Джуди Чикаго. Стареющая художница-еврейка. 2008. Литография. Музей искусства Нью-Мексико, Санта-Фе.
© 2013–2014 The New Mexico Museum of Art

 

Вагина появляется в искусстве регулярно, и если классические феминистские художницы использовали ее изображения, как в хрестоматийной инсталляции Джуди Чикаго «Званый ужин» (1979), то для художников новой волны она уже не объект для изображения, а многофункциональный инструмент. В век, когда любые изображения любых половых органов в любых сочетаниях доступны по одному клику, когда все уже устали от порнографии, осмыслить становится интереснее, чем еще раз посмотреть. Две базовых роли женских интимных органов — возбуждать желание (у мужчин) и давать жизнь (всем без исключения) — просто замечательно метафоризируются, с притяжением и порождением наивозможного множества интересных игр, а то, что инструмент табуирован, ему только на пользу. Когда художники социальной направленности говорят о том, что тело должно стать орудием классовой борьбы, они редко ведут речь об ушах или локтях, из них орудия получаются так себе, — а вот из гениталий просто замечательные. Где гениталии — там секс, где секс — там власть, насилие, законы, запреты и их трансгрессия, в общем, огромный символический спектр: непочатый край работы для художника. Уши и рядом не стояли.

Использование вагины в качестве художественного инструмента, кстати, имеет довольно четкий гендерный окрас — вполне патриархатный. Мужчины, как правило, говорят художественными способами о влагалище как месте приложения их социальных усилий. Женщины почему-то редко про секс, чаще про рождение.

 

Джуди Чикаго. Званный ужин. 1979. Инсталляция. Керамика, фарфор, текстиль. Бруклинский музей, Нью-Йорк. <br>© Judy ChicagoДжуди Чикаго. Званный ужин. 1979. Инсталляция. Керамика, фарфор, текстиль. Бруклинский музей, Нью-Йорк.
© Judy Chicago

 

Одна из самых известных акций группы «Война» называется «Пошто п..дили куру, или Сказ о том, как П..да Войну кормила» (2010). Куру, конечно, никто не п..дил, в смысле не бил — ее сп..дили, то есть украли из магазина, где она продавалась, оригинальным способом: (якобы) одна из участниц группы ее вынесла, засунув во влагалище, потом «родила», вытолкнув наружу, после чего птицу пожарили и съели. Использование вагины оказалось эпатажнее, чем использование мужского члена для акции той же «Войны» на Литейном мосту: именно пресловутую курицу разгневанные ревнители традиционных ценностей (хотя что может быть традиционнее, чем женская матка и ее способность что-то в себе содержать?) предают анафеме и почему-то сплошь и рядом ставят в упрек группе Pussy Riot, хотя никаких Pussy Riot там и близко не было — к моменту акции Надежда Толоконникова давно вышла из «Войны», а сама «Война» переехала из Москвы в Петербург, где и осуществила акцию и сняла провокативный ролик. По нему прекрасно видно, что прячет курицу под коротенькое черное платье не Толоконникова, которой приписывают эту акцию, а совсем другая женщина.

 

Группа «Война». Пошто п..дили куру, или Сказ о том, как П..да Войну кормила. 2010. Кадр из видео. <br>Источник: блог Алексея Плуцера-Сарно plucer.livejournal.com. <br>© Группа «Война», Алексей Плуцер-СарноГруппа «Война». Пошто п..дили куру, или Сказ о том, как П..да Войну кормила. 2010. Кадр из видео.
Источник: блог Алексея Плуцера-Сарно plucer.livejournal.com.
© Группа «Война», Алексей Плуцер-Сарно

 

Разумеется, никто тушку курицы во влагалище не запихивал и потом не «рожал» — замороженной птицей потыкали между ног на камеру и прикрыли подолом платья, остальное — вдохновенный литературный вымысел активиста «Войны» Алексея Плуцера-Сарно. Кстати, акция не была спонтанной: ролик последовательно снимали в трех разных супермаркетах («мушниках», в терминологии «Войны») Санкт-Петербурга — «Копейке», «Дикси» и супермаркете в торговом доме «Пассаж», после чего нарезку кадров из них свели в единый видеофайл.

Способность женского внутреннего устройства что-то в себе скрывать, а потом рождать в мир, используется настолько часто, что уже, кажется, отрывается от биологических коннотаций и становится ближе к легендам о контрабандистках, проносивших всякое запрещенное через границу «в этом самом месте». Влагалище десексуализируется и дефизиологизируется, превращаясь в удобный инструмент для того, чтобы нечто скрыть, как у «Войны», или неожиданно явить на свет — этакий физиологический чемодан или сумка. Однако утрата определенного значения не бывает «просто утратой», это всегда переозначение: на место гендерного встает, например, классовое или вот даже гражданское. 28 мая 2014 года в Русском музее открывалась выставка Зураба Церетели «Возможные миры», приуроченная к 80-летию самого официозного российского художника. Открытие превратилось в спонтанную презентацию новой книги художников антиофициозных — «Бомбастики» Александра Бренера и Барбары Шурц. Провела презентацию художник и активистка Оксана Шалыгина, основательница сайта politpropaganda.com, супруга и соратница акциониста Петра Павленского. Сценарий был примерно как у «Войны» с курицей. «Новая книга была представлена миру единственно соответствующим ситуации способом, а именно — извлечена из влагалища и втиснута в дряблые руки дочери главного приспособленца и самого продажного художника страны Зураба Церетели», — написал на своей странице в facebook Петр Павленский. Разумеется, непосредственно во влагалище книга не побывала. Чистенький, без всяких родовых травм экземпляр «Бомбастики» был извлечен из-под юбки и вручен Елене Зурабовне Церетели вместе с букетом цветов. Сама Шалыгина слегка снизила пафос акции, заявив, что такой способ подать новую книгу определен прежде всего ее содержанием — героиня книжки, Бомбастика, «появляется то тут, то там в разных частях Европы, извлекает из влагалища всевозможные предметы и довольно невинно проказничает». «Презентация новой книги, в моем понимании, — это ее рождение и появление в публичном пространстве, — сказала Шалыгина. — Есть прямые аналогии с рождением, порождением и процессом появления на свет ребенка. А вторая — это удачное попадание в контекст самой книги. Думаю, что для тех, кто прочитает книгу, форма презентации станет совершенно очевидна».

В  общем, в вагине, если отвлечься от всего огромного веера ее символических смыслов и культурных коннотаций, еще и можно много чего спрятать. И не просто спрятать и хранить, а что-то с этим делать, преобразовывать всякими интересными способами. Вот, например, художница Мило Муаре, проект PlopEgg Painting («Живопись падающими яйцами»). Здесь уже все по-настоящему, никаких инсценировок. Художница накачивает куриные яйца краской при помощи шприца, затем действительно помещает себе во влагалище и с высоты сбрасывает на холст, выталкивая их мышцами влагалища из своего тела. Яйца падают, разбиваются, получается абстрактная живопись с брызгами. Называется «Рождение картины».

 

Мило Муаре. Живопись падающими яйцами. 2014. <br>Источник: www.independent.co.uk. © 2014 Milo Moiré Мило Муаре. Живопись падающими яйцами. 2014.
Источник: www.independent.co.uk. © 2014 Milo Moiré

 

На сайте Мило Муаре (которая, кстати, еще и очень красивая молодая женщина) выложена видеодокументация «Рождения картины». Процесс «зачатия» она скрывает: помещая яйца с краской себе во влагалище, она отгораживается от зрителей ширмой. Процесс же «рождения» происходит при всем честном народе. Соски и лобок художницы на видео закрыты черными прямоугольничками. Uncensored version тоже доступна, но уже за деньги (для скачивания видео нужно заплатить  €4.99 через Paypal).

Мило Муаре. Живопись падающими яйцами. 2014. Видеодокументация перформанса на ярмарке Art Cologne. © 2014 Milo Moiré. Внимание! Видеоматериал, размещенный по этой ссылке, может оказаться неприемлемым для некоторых пользователей. Строго 18+

Такое сведение самого спорного (и одного из самых многозначных) культурного элемента до роли простого вместилища, пусть и с явной, но все же слишком одномерной отсылкой к родам, на руку художнице не играет. Слишком примитивные игры с вагиной не получают высокой оценки критиков. Джонатан Джонс в The Guardian скептичен: «Это вовсе не сильное высказывание. Оно абсурдно, оно ни о чем, оно банально и безнадежно. Везде, кроме художественной тусовки, это воспринималось бы как сатира на пустоту современной культуры».

Отсюда мораль: сильным символическим объектам все-таки пристало сильное осмысление. Вагине предстоит еще долгий смысловой путь.



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"