ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Рождение музея из духа времени


Рождение музея из духа времени

Этим летом в Лувре проходила выставка «Рождения музея», на которой были представлены 150 объектов искусства, приобретенных командой французских специалистов для постоянной коллекции музея «Лувр Абу-Даби». Открытие этого музея в столице Объединенных Арабских Эмиратов переносилось уже несколько раз (следующая объявленная дата — 2015 год), а его создание вызвало споры и среди французской общественности, и в глобальном профессиональном музейном сообществе. По просьбе «Артгида» ГЕЛЯ МОРОЗОВА, сотрудник образовательного отдела Версальского дворца и выпускница мастерской программы по культурному менеджменту бизнес-школы HEC Paris и университета Париж-Дофин, вспоминает о том, как возник и развивался новый музей, и рассказывает о тех сложностях, с которыми пришлось столкнуться всем участникам этого масштабного проекта. Среди них и вопросы финансирования музеев, и обмен произведениями искусства в рамках международного межмузейного сотрудничества, и споры о том, для кого все это делается.

Жан Нувель. Проект здания музея «Лувр Абу-Даби». 2009. © TDIC, Design: Ateliers Jean Nouvel

В 2007 году правительства Франции и Объединенных Арабских Эмиратов подписали три соглашения о создании музея в Абу-Даби, столице этого восточного государства. Арабские Эмираты получили архитектурный проект от Жана Нувеля, который они выбрали на конкурсной основе, право называть свой музей Лувром в течение 30 лет и целый ряд обязательств с французской стороны: помощь в создании музея и формировании коллекции с нуля, обучение местных сотрудников, предоставление 300 шедевров из коллекции главных французских музеев для временных экспозиций, разработка и организация четырех выставок в год и другие.

 

Жан Нувель. Проект здания музея «Лувр Абу-Даби». 2009. © TDIC, Design: Ateliers Jean NouvelЖан Нувель. Проект здания музея «Лувр Абу-Даби». 2009. © TDIC, Design: Ateliers Jean Nouvel

 

Задача перед французами встала непростая, ведь речь шла не о создании дубликата музея, а о разработке новой, адаптированной под местную культуру и общество концепции, ведь, как правильно заметил Эмманюэль де Ру, журналист отдела культуры газеты Le Monde, «нельзя просто перенести на берега Персидского залива те модели и рецепты, которые так хорошо работают на берегах Сены». Для осуществления этого грандиозного тридцатилетнего проекта, по истечении которого музей в Абу Даби должен достигнуть полной самостоятельности, была создано объединение Agence France-Muséums. В него вошли самые большие и важные музеи Франции: Лувр, музей Орсэ, Центр Помпиду, Версальский дворец и дворец Фонтенбло, музей Гиме, Национальная библиотека Франции и другие. За создание музея «Лувр Абу-Даби» французская сторона получила около одного миллиарда евро, гарантию соблюдения французских экономических интересов в Объединенных Арабских Эмиратов и серьезные инвестиции во французскую энергетику, транспорт, развитие ядерных, космических и авиационных технологий и многих других отраслей. Казалось бы, весьма неплохой обмен. Однако он вызвал широкую дискуссию во Франции и мире.

 

Строительство музея «Лувр Абу-Даби» по проекту Жана Нувеля. © TDIC, Design: Ateliers Jean Nouvel

Строительство музея «Лувр Абу-Даби» по проекту Жана Нувеля. © TDIC, Design: Ateliers Jean Nouvel

 

Художественная общественность разделилась на два лагеря. Один, во главе с директором Лувра Анри Луареттом и министром культуры Рено Доннедье Де Варб, заведующей Дирекцией французских музеев Франсин Марьяни-Дюкрэ и бывшим министром культуры Жаком Лангом, защищал право французских музеев «эскортировать» и делиться своей научной экспертизой и коллекциями с зарубежными музеями в обмен на внушительный денежный эквивалент, который — это важно — будет потрачен на нужды музеев. Второй лагерь, который возглавили видные историки искусства Франсуаза Кашан, Жан Клер и Ролан Рехт, бил тревогу, утверждая, что музеи не должны выставляться на продажу, что Лувр продает свою душу, что нельзя относиться к произведениям искусства, как к обычным товарам, поскольку это повлечет за собой ужасные и необратимые последствия: музеи превратятся в развлекательные центры, произведения искусства будут годами находится непонятно где (но только не в музеях Франции), а местные посетители и туристы будут лишены возможности их увидеть, — что это повлечет за собой отток посетителей и снижение доходов от продажи билетов, а кроме того, если так пойдет и дальше, Франция вообще отменит закон о неделимости коллекций, и музеи смогут распродавать их.

 

Строительство музея «Лувр Абу-Даби» по проекту Жана Нувеля. © TDIC, Design: Ateliers Jean Nouvel

Строительство музея «Лувр Абу-Даби» по проекту Жана Нувеля. © TDIC, Design: Ateliers Jean Nouvel

 

Все эти волнения могут показаться несколько преувеличенными и даже карикатурными, но за ними стоят очень серьезные вопросы: каковы основные задачи музеев сегодня и как они меняются со временем, как музеям справляться с многочисленными сложностями, которые возникают перед ними (прежде всего, это постоянно уменьшаемые субсидии государства и следующая за этим необходимость поиска новых источников дохода), могут ли музеи продавать менее значимые объекты из своих коллекций и кто решает, что можно, а что нельзя продавать. Это вопросы актуальны не только для Франции. Еще в 2004-м Максвелл Андерсон, тогда директор музея американского искусства Уитни, а ныне руководитель Музея искусств Далласа, в своем исследовании для Центра Гетти «Параметры успешной работы музеев» высказал беспокойство по поводу того, что музеи забыли про свои основные задачи: пополнение и сохранение коллекций, выставочную, реставрационную, образовательную и издательскую деятельность, — в погоне за прибылью переключив свое внимание на то, как развлечь посетителей. Его поддержал и директор музея Метрополитен Филипп де Монтбелло, в интервью Le Monde открыто заявивший о своем неодобрительном отношении к проекту Лувра в Абу-Даби. Прежде всего, де Монтбелло беспокоила судьба и безопасность объектов искусства, которые отправятся в Абу-Даби: «Нельзя ставить деньги, которые готовы заплатить за займ картины, выше, чем ее сохранность. Многие объекты искусства просто не могут путешествовать из-за своей хрупкости и плохого состояния». Он был убежден, что обмен между музеями абсолютно необходим, но должен происходить на безвозмездной основе и только в том случае, если состояние объектов из коллекции это позволяет.

 

Осман Хамди-бей. Молодой эмир за книгой. 1878. Холст, масло. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Agence photo F. © Louvre Abu Dhabi

Осман Хамди-бей. Молодой эмир за книгой. 1878. Холст, масло. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Agence photo F. © Louvre Abu Dhabi

 

С другой стороны, довольно широкий круг историков искусства, кураторов, журналистов и критиков усмотрели признаки шовинизма от культуры в реакции Франсуазы Кашан, четырех с лишним тысяч подписавших петицию против «Лувра Абу-Даби» и всех ярых противников нового музея. Почему Франция должна отказывать другим музеям в возможности одолжить и показать объекты из коллекций музеев страны? В конце концов, эти произведения являются частью всемирного наследия и принадлежат всему человечеству, особенно если учесть, что значительная часть собраний многих музеев, тех же Центра Помпиду или Лувра, находится в запасниках. Почему бы не показать их в других странах, если это позволяет их состояние? Такова логика «либерального круга».

 

Христос, показывающий раны (фрагмент). Ок. 1515–1520. Австрия или Бавария, Германия. Раскрашенное дерево. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

Христос, показывающий раны (фрагмент). Ок. 1515–1520. Австрия или Бавария, Германия. Раскрашенное дерево. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

 

Эта точка зрения кажется адекватной, как и сама схема, по которой выстроены отношения сторон, их обязательства и проект в целом: одна страна получает замечательный музей с сильным брендом, другая — средства, которые пойдут на конкретные и очень важные цели: реставрацию, пополнение коллекции, обустройство выставочных залов музеев и, наконец, строительство новых неподтопляемых запасников (а отделы хранения многих парижских музеев находятся непосредственно на Сене, которая регулярно выходит из берегов; а с года на год все ждут очередного великого наводнения, которое случается раз в сто лет). Да, идея в целом хороша, проблема в ее исполнении.

 

Бактрийская «принцесса». Конец 3-го — начало 2-го тысячелетия до н.э. Центральная Азия. Хлорит и кальцит. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

Бактрийская «принцесса». Конец 3-го — начало 2-го тысячелетия до н.э. Центральная Азия. Хлорит и кальцит. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

 

Музей строится на острове Саадият, который планируется превратить в туристический и деловой центр, с роскошными пляжами, отелями, казино и дорогим жильем. Там же будет расположен и музейный квартал — помимо Лувра, на острове разместятся еще несколько музеев, включая филиал империи Гуггенхайма. Возникает вопрос: для кого строится Лувр и кому — а это основной аргумент министерства и руководства Agence France-Muséums — французские музеи так стремятся дать доступ к лучшим образцам мирового культурного наследия из своих коллекций? Туристам, экспатам и весьма состоятельным местным, которые могут позволить себе жилье на острове? «Конечно, после целого дня игры в гольф и отдыха на пляже любой заскучает, тут-то и можно зайти в Лувр посмотреть на произведения искусства. Высокое искусство для публики с высокими доходами. “Джоконда” в каждое казино!» — саркастически написал журналист Libération Эдуар Лоне. И в его словах есть доля правды. «Лувр Абу-Даби» строится не для широкой публики, не в образовательных, а скорее, в развлекательных целях: именно поэтому такие усилия с французской стороны и, самое важное, займ работ из коллекций музеев на длительные сроки кажутся неоправданными, а аргументы Франсуазы Кашан вполне правомерными.

 

Гобелен «Плавание императора» (фрагмент). Из серии «История китайского императора». Конец XVII — начало XVIII века. Королевская мануфактура Бове, Франция. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

Гобелен «Плавание императора» (фрагмент). Из серии «История китайского императора». Конец XVII — начало XVIII века. Королевская мануфактура Бове, Франция. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

 

В реализации проекта много и других серьезных проблем. Видимо, весь шквал критики, обрушившейся на министерство и руководство Лувра, значительно охладил их интерес к новому музею и связанных с ним обязательствам. Министерство все больше отстраняется от проекта: «Министерство не в курсе того, как развивается отношения между сторонами на ежедневной основе. Проект возник в 2000-е годы, когда министерство дало значительную свободу культурным организациям — и они могли автономно принимать решения, — заявила Орели Филлипетти, занимавшая в тот момент пост министра культуры, в прошлом году. — С самого начала министерство играло незначительную роль в этом проекте». Вся ответственность, таким образом, ложится на Agence France-Muséums, где тоже не все в порядке: команда постоянно меняется, в самом Абу-Даби его представителей почти нет, коммуникация со стороной Эмиратов не настроена, закупка объектов для коллекции идет сложно и медленно и часто не согласуется с Абу-Даби. Общее впечатление: французы забросили свои обязанности и пустили все на самотек.

 

Голова Будды. VI век н.э. Северный Китай. Мрамор. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

Голова Будды. VI век н.э. Северный Китай. Мрамор. Музей «Лувр Абу-Даби». Фото: Thierry Ollivier. © Louvre Abu Dhabi

 

Реализация архитектурного проекта тоже сопряжена с большими трудностями, изначальный бюджет уже превышен в несколько раз, а открытие музея, которое должно было состояться в 2012 году, несколько раз откладывалось и сейчас запланировано на 2015-й. В какой-то момент ситуация стала настолько критической, что министр по туризму ОАЭ направил в министерство культуры Франции официальное письмо, в котором выразил свое беспокойство тем, как продвигается проект. Прежде всего он отметил, что французская сторона до сих пор не назначила директора и хранителя, не собрала команду экспертов, которые на месте, в Абу-Даби, обучали бы местных специалистов и будущих сотрудников музея, что пополнение коллекции идет долго и сложно. Одним словом, французская сторона не передает свою экспертизу эмиратским коллегам, а именно она составляет для Абу-Даби самую большую ценность и интерес. Французам пришлось взяться за дело: агентство начало активно набирать специалистов, владеющих двумя языками и готовых перебраться в Абу-Даби, закупка коллекции тоже ускорилась. Сейчас в ней порядка 150 объектов, которые и были представлены в Лувре на выставке «Рождение музея».

 

Фрагмент экспозиции выставки «Рождение музея» с работами Пита Мондриана, Пауля Клее, Александра Колдера (вверху) и Сая Твомбли (справа). Лувр, Париж. 2014. © Louvre Abu Dhabi

Фрагмент экспозиции выставки «Рождение музея» с работами Пита Мондриана, Пауля Клее, Александра Колдера (вверху) и Сая Твомбли (справа). Лувр, Париж. 2014. © Louvre Abu Dhabi

 

«Лувр Абу Даби» — универсальный музей мировых цивилизаций, созданный по примеру парижского Лувра, музея Метрополитен в Нью-Йорке, Британского музея и многих других классических музеев, которые рассказывают историю человечества благодаря всем возможным формам искусства из самых разных частей мира. «Если у народа нет прошлого, у него нет настоящего и будущего», — эти слова шейха Зайда ибн Султана Аль Нахайяна, легендарной фигуры в истории ОАЭ, создателя и вдохновителя проекта «Лувр Абу-Даби», предваряют выставку. Коллекция, видимо, собирается именно по этому принципу — значительная ее часть отведена искусству и объектам материальной культуры цивилизаций, располагавшихся на территории Персидского залива и Аравийского полуострова. Остальное же — самые очевидные объекты, которые должны входить в коллекцию любого подобного универсального музея: античные и средневековые статуи, керамика, книжная иллюстрация, фотография, мебель, полотна Беллини, Мурильо, Йорданса, Энгра, импрессионистов, Пикассо, Клее, Мондриана, Сая Твомбли, Ива Кляйна и других. Многие обвиняют французских историков искусства и кураторов, выбиравших предметы для коллекции, в том, что они набрали всего по чуть-чуть, что это не выбор, который действительно требует экспертизы уровня Лувра, а простой набор объектов, не связанных определенной темой и хаотично перескакивающий с одной эпохи на другую, но зато весьма политкорректный. Но как иначе собрать коллекцию, рассказывающую историю цивилизаций? В этом собрании также нет известных произведений, но это неудивительно — они уже давно находятся в собственности главных мировых музеев или частных коллекционеров, за редким, конечно, исключением. Но коллекция, собранная для Абу-Даби, довольно хорошо выполняет свою роль — представляет разные виды искусства мировых цивилизаций разных эпох. Интересно, как она будет пополняться и развиваться. Возможно, в течение следующих тридцати лет она вырастет во внушительное собрание, в полной мере представляющее культурное наследие человечества. Однако вопрос, для кого это коллекция формируется и будет выставляться, по-прежнему остается открытым.



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"