ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Искусство забвения


Навстречу форуму «Культура. Взгляд в будущее», который пройдет в ЦВЗ «Манеж» с 15 по 18 октября, и форсайт-сессии «Искусство и будущее» в Музее «Гараж» 9 октября Валентин Дьяконов («Коммерсантъ») предлагает прогрессивной общественности выйти со старым добрым лозунгом «No Future Forever».

Фрагмент граффити No Future Forever в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД», Москва. 2012. Фото: Nicholas van Beek

Последние пять лет современное искусство России проходит затянувшийся этап как добровольной, так и вынужденной социализации. Я бы не назвал этот процесс политизацией, поскольку до ответственных и артикулированных отношений со сферой политики нам еще далеко. На это указывают и оправдания деятелей культуры, желающих работать с государством, но не имеющих в виду поддержку его внешней и внутреннеполитической деятельности, и возмущение левых в ответ на статью, в которой описана политическая работа как она есть в XXI веке, с играми на слабых местах (временного) противника, альянсами и подтасовками. Искусству пока приходится как минимум существовать на общем обозрении. Выращенное в домашних условиях (выставки в мастерских и квартирах), практически лишенное необходимости как-то объяснять себя и утверждаться в общественной сфере чем-то, кроме детского (или маяковского) «Я есть!», в районе 2009 года оно оказалось в двойственной ситуации. Частные деньги, позволявшие хранить уютный полумрак, закончились — и на сцену вышли деньги государственные, которые нужно как-то объяснять публично. Монополия на художественную экономику породила и свою оппозицию, приравнивающую финансовые сделки с государством к неискренности и реакционности художественного высказывания.

 

Аркадий Шайхет. Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна. 1929Аркадий Шайхет. Комсомолец за штурвалом бумагоделательной машины. Балахна. 1929

 

Интересный материал для размышлений о двух стратегиях дает программа форума «Культура. Взгляд в будущее». Судя по списку участников и тем, мы наблюдаем последние дни популярного при Медведеве слова «инновация» и восход нового понятия — «польза» (семинары «История полезности», «Контексты и границы пользы» и так далее), — идущего рука об руку с обязательными со дня основания института «Стрелка» «сообществами». В сущности, «инновация» и «польза» как концепты взаимозаменяемы: понятно, что от какой-нибудь особенно удачной инновации обязательно должна быть какая-нибудь «польза» — превращение того или иного слова с позитивной аурой в бюрократизм делает это слово всего лишь маркером официального давления на культурное поле. Инструментализация культуры (слово «инструмент» тоже часто встречается в программе форума), напоминающая по форме лучшие годы ЛЕФа, имеет своей целью контроль над сферой с позиций эффективности и связи с реальной жизнью — то есть с безликими цифрами посещаемости и отдельными лицами, склонными к написанию возмущенных писем. Как бы ни были светлы перспективы работы с сообществами, о них — вернее, о том, как они складываются и функционируют в повседневной жизни города Москвы, — известно крайне мало. Форум, вслед за «Стрелкой», считает это понятие не нуждающимся в определениях. Но самый сомнительный момент вынесен все-таки в заголовок форума: подразумевается, что «будущее» до сих пор является функционирующим горизонтом для культурных инициатив.

 

Армин Линке. Государственная дума Российской Федерации. Из серии «Тело государства». 2011. Courtesy Армин ЛинкеАрмин Линке. Государственная дума Российской Федерации. Из серии «Тело государства». 2011. Courtesy Армин Линке

 

Не будем говорить о том, что «будущее» как идеал рациональной и гуманной организации общества осталось далеко в прошлом — об этом написал остроумную книгу Франко Берарди, эту книгу недавно прочел Борис Гройс. Тема, в общем, на слуху. Но осмыслить ее на российском материале очень трудно, хотя бы потому, что общественная жизнь России отличается повышенным градусом ненависти к настоящему, причем во всех политических спектрах. У левых в будущем коммунизм, у либералов — европейская социал-демократия, у правых… — и так далее. Футуризм, как часто пишут, возник в странах с самой отсталой индустрией, и сегодня мы видим что-то похожее, только в отстающих не фабричное производство (на него уже махнули рукой), а общественная мысль. Игнорировать настоящее легко, с прошлым — сложнее, но мы справляемся, в частности за счет современного искусства, которое — и пора это наконец признать — является идеальным средством для амнезии.

 

Вид экспозиции выставки «Пустоты. Ретроспектива». 2009. Национальный музей современного искусства Центр Помпиду, Париж. © Centre Pompidou / Georges MeguerditchianВид экспозиции выставки «Пустоты. Ретроспектива». 2009. Национальный музей современного искусства Центр Помпиду, Париж. © Centre Pompidou / Georges Meguerditchian

 

«Белый куб», ставший послевоенным стандартом выставочного дела, обязан своим происхождением в первую очередь интерьерам больниц, где пациент оказывается либо уже с потерей памяти, либо в обстоятельствах, такой потере способствующих. Когда-то он играл терапевтическую роль для обществ, переживших интеллектуальные и гуманитарные катастрофы, теперь же «белый куб» — не более чем комфортный стационар для очередных работников художественной индустрии. Кроме того, «белый куб» — это недвижимость, фундамент капитализма, следовательно, владеть недвижимостью — даже арендовать ее — значит уже заниматься предпринимательством, то есть производить новый продукт и участвовать в карнавале забвения. (Впрочем, амнезия может настичь и на улице, когда искусство под видом паблик-арта занимает место, не зная, что и зачем на нем было.)

 

Дмитрий Гутов. Велосипед. 2008. Источник: gutov.ruДмитрий Гутов. Велосипед. 2008. Источник: gutov.ru

 

Художественное образование за те же пять лет расцвело, и в большинстве арт-институций учат как раз-таки забывать — в первую очередь свои навыки, являющиеся частью присущих каждому воспитанному кем-либо человеку набором стереотипов, затем — общегуманитарный контекст занятий искусством в России. Контекст заключается в том, что кнопка «Забыть» нажата у нас все время, а исторической памяти присущи постоянные аберрации. Россия — идеальный кейс для ученых-конструктивистов, изучающих «создание» и «конструирование» идентичностей, социальных и сексуальных ролей и так далее (см., например, рассуждения Александра Эткинда о внутренней колонизации и мимикрии). Так что философские построения, обуславливающие существование глобального «белого куба», идеально соответствуют назначению вышеупомянутой кнопки. Условия в кубе настолько стерильны, что художники (и наши, и западные) занимаются изобретением велосипедов на социологическом, политическом, историческом ходу, не подозревая о том, что в гуманитарной науке поднятые ими вопросы решены и более смело, и более изящно. На данный момент искусство — это реликт индустриальной эры, существующий на уже почти исчерпанном запасе благоговения перед свободным высказыванием.

 

Неизвестный художник. Знатоки искусства в комнате с живописью. Около 1620. Национальная галерея, ЛондонНеизвестный художник. Знатоки искусства в комнате с живописью. Около 1620. Национальная галерея, Лондон

 

Я не хочу сказать, что искусство — в прошлом. Оно и есть прошлое. В нынешней ситуации, когда каждое явление в медиа обрастает рифмами, отсылками и соответствиями, расширяющимися подобно фракталу, прошлое уже не груз, но фон, узорчатый орнамент, составленный из битов и байтов информации. Атомы истории — факты и артефакты — существуют в потоковом режиме. Их, как и социальные сети, можно только отключить, заглушить сигнал. Ровно поэтому другое популярное слово, «опыт», потеряло свой словарный смысл и превратилось в нечто реконструируемое, хотя опыт на то и опыт, чтобы возникать на базе реальных, достоверных биографических событий. Вкус подлинности все-таки приятен даже самым рациональным мыслителям.

Жорди Коломер. No? Future! 2006

Так или иначе, осмысление, например, «советского опыта», предпринимаемое многими оппонентами нынешнего положения в современном искусстве, дело важное и благородное, но малопродуктивное без сходного по интенсивности осмысления опыта антисоветского. Он кажется более близким к реальности нашего капитализма, но, вообще-то, так же далек с точки зрения исторического времени — а значит, устроен принципиально иначе и экономически, и политически. В любом случае зацикленность на прошлом выглядит намного более необходимым условием интеллектуальной деятельности, чем моделирование будущего. Будущего у нас на данный момент нет — есть только вязкое и текучее, временами радиоактивное «было». С ним — а не с радостным конструктивизмом «белого куба» — и следует работать, предварительно поняв, как.

artguide



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"