ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Адреса: где и как проходили квартирные выставки в 1970–1980-е


Несмотря на обилие современных галерей и выставочных залов, формат квартирных выставок сегодня снова востребован. Кирилл Преображенский, Петр Жуков, Митя Нестеров, Светлана Шуваева — это далеко не все московские художники, экспонирующие свои работы и работы друзей дома или в мастерских. Домашние вернисажи не обходят вниманием и искусствоведы: в 2005 году Оксана Саркисян и Юлия Лебедева представили экспозицию, посвященную квартирным выставкам, а сейчас они готовят большой проект на ту же тему для Музея Москвы. Наталья Словаева изучила, что собой представляли квартирные выставки 1970–1980-х годов.

Никита Алексеев (спиной), Олег Петренко, американская переводчица Дженни, Юрий Лейдерман, Людмила Скрипкина и Лариса Резун-Звезочетова на выставке «Москва — Одесса» в галерее APTART. 1984. Фото из архива Ларисы Резун-Звездочетовой. Courtesy Е.К.АртБюро

Квартирные выставки — неотъемлемая часть истории неофициального советского искусства. Художники 1970-х, не имея возможности демонстрировать свои работы в публичных пространствах, локализовали свою жизнь в приватных зонах — мастерских и квартирах: где искусство создавалось, там оно и экспонировалось. В это время в столице сформировалась сеть адресов, «мест паломничества» (как они были охарактеризованы в книге «Другое искусство») подпольной советской богемы, где воплотилось стремление художников к свободе творчества и встрече со зрителем. Изо дня в день по этим адресам приходили люди — не только для того, чтобы увидеть «другое искусство», но и ради обсуждения неизданных или еще не переведенных на русский язык книг, актуальных философских течений, современных концепций искусства или просто затем, чтобы выпить вина в веселой и умной компании. «На квартирниках все были перемешаны, — вспоминает их активный участник, ныне художественный директор Государственного центра современного искусства Леонид Бажанов, — художники, филологи, врачи, сторожа, которые занимались философией и разбирались в ней лучше, чем университетские преподаватели». То же разнообразие царило и в организации домашних вернисажей: они могли проходить как в мастерских, где из мебели были максимум стол и диван, так и в квартирах, на фоне жизни их обитателей.

Некоторые «места силы» были известны своей особой атмосферой и гостеприимством еще с 1960-х. Например, квартира выдающегося пианиста Святослава Рихтера (ул. Большая Бронная, д. 2/6), увлеченного ценителя живописи. В ней, к примеру, дважды, в 1962 и 1975 годах, проходили выставки Дмитрия Краснопевцева, художника-нонконформиста, автора «метафизических натюрмортов».

Выставка в мастерской Михаила Одноралова в рамках «Предварительных квартирных просмотров к Всесоюзной выставке». Апрель 1975. Фото: Валентин Серов. Архив Государственного центра современного искусства

После разгрома «Бульдозерной выставки» в сентябре 1974 года и последующего за ним международного скандала, советские власти были вынуждены пойти навстречу неофициальным художникам: в конце следующего года было принято решение о создании Московского городского комитета художников-графиков, членами которого стали многие художники-нонконформисты. Горкому графиков было предоставлено помещение на Малой Грузинской улице, 28. Примерно в это же время в их кругу возникла инициатива провести масштабную Всесоюзную выставку своих работ. Не получив поддержки от Главного управления культуры, весной 1975 года они реализовали эту идею в виде «Предварительных квартирных просмотров к Всесоюзной выставке». Они состоялись в два этапа, на восьми и шести площадках соответственно, в том числе в квартирах Оскара Рабина (ул. Большая Черкизовская, д. 8, кв. 5) и Иосифа Киблицкого (ул. Брянская, д. 28), в мастерских Михаила Одноралова (ул. Дмитриевского, д. 10) и Бориса Штейнберга (Боруха) (ул. Новослободская, д. 62). В просмотрах приняли участие около ста пятидесяти художников, в том числе Никита Алексеев, Анатолий Зверев, Виталий Комар, Евгений Кропивницкий, Александр Меламид, Дмитрий Плавинский, Михаил Рогинский, Евгений Рухин и сами хозяева квартир и мастерских.

«Предварительные просмотры» анонсировались в эфире радиостанций «Свобода» и «Голос Америки», а для того чтобы попасть на некоторые из вернисажей, выстраивались очереди. Но большинство мероприятий тех лет носило более частный характер, круг присутствующих на них был ограничен художниками и их близкими знакомыми. Среди таких камерных событий — акция Виталия Комара и Александра Меламида «Живописный спектакль», состоявшаяся в квартире Меламида на улице Дмитрия Ульянова в 1974 году. Художники демонстрировали на ней диафильмы с участием Сталина, Сократа и Эйнштейна (однако в конце это мероприятие все же было разогнано сотрудниками милиции и КГБ).

Акция Виталия Комара и Александра Меламида «Продажа душ», осуществленная в Москве группой «Гнездо». 19 мая 1979. Источник: conceptualism-moscow.org

29 сентября 1978 года в мастерской Михаила Одноралова, одного из активных участников неофициальной художественной жизни тех лет, состоялась серия акций молодых московских художников: «Ю. Ф. Альберт все выделяемое им тепло отдает людям» Юрия Альберта, «Место для воспоминаний» Надежды Столповской, «Забег в сторону Иерусалима» группы «Гнездо» (Геннадий Донской, Михаил Рошаль-Федоров, Виктор Скерсис) и «Распитие водки из горшка» Сергея Волохова. В 1979 году там же состоялся аукцион по продаже душ, организованный Виталием Комаром и Александром Меламидом (к тому моменту уже эмигрировавшим из страны). Одним из его «топ-лотов», как было бы сказано сегодня, была душа Энди Уорхола, ранее приобретенная Комаром и Меламидом у иконы поп-арта за $0. Эта акция была последней, прошедшей у Михаила Одноралова: в 1980 году он эмигрировал в США и вернулся в Россию только через тридцать лет, с персональными выставками в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее.

Елена Елагина, Лев Рубинштейн, Никита Алексеев, Виктор Скерсис, Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Мария Константинова в мастерской Ильи Кабакова. Начало-середина 1980-х. Архив Льва Рубинштейна

В мастерской Ильи Кабакова (Сретенский бульвар, д. 6/1) как таковые выставки не устраивались, но она была важным центром интеллектуальной и художественной жизни. В ней часто бывал Евгений Шифферс, кино- и театральный режиссер, независимый альтернативный богослов, сквозь призму теологии рассматривающий искусство. Другим гостем его мастерской был философ и теоретик искусства Борис Гройс. Бурные дискуссии о «духовке» и «нетленке» между Шифферсом и Гройсом во время семинаров в мастерской Кабакова, посвященных современному искусству, определили разрыв между старым и новым, между кругами шестидесятников и семидесятников.

Одной из отличительных черт квартирных выставок было отсутствие у них экспозиционного плана: «Между книжных полок и кухонных шкафов сюрреализм соседствовал с экспрессионизмом, рядом же помещалась геометрическая абстракция. Во второй половине 1970-х эта ситуация перестала устраивать всех, появилась потребность выстраивать экспозиционно внятные поколенческие блоки», — рассказывает руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж» Саша Обухова. Первая попытка сделать осмысленную экспозицию была осуществлена во время коллективного показа работ в мастерской Леонида Сокова (Большой Сухаревский переулок, д. 7), бывшего частью «Весенних квартирных выставок», состоявшихся в 1976 году как предварительные экспозиции к выставке на Беговой улице. В нем приняли участие семь художников, среди них — Иван Чуйков, Сергей Шаблавин, Александр Юликов, которые тщательно подошли к выбору своих произведений, чтобы те соотносились друг с другом.

Константин Звездочетов и Свен Гундлах на фоне работ Игоря Лутца и Вадима Захарова на выставке в квартире Юрия Альберта и Надежды Столповской. 1979. Courtesy Юрий Альберт 

Другая групповая выставка, экспозиции которой уделялось особое внимание, состоялась в квартире Юрия Альберта и Надежды Столповской в 1979 году (ул. Новаторов, д. 18, кв. 2). На ней показаны произведения собственно Альберта и Столповской, Виктора Скерсиса, Вадима Захарова, группы «Гнездо», а также совместные произведения Вадима Захарова и Игоря Лутца. Среди посетителей этой выставки был художник Никита Алексеев, ставший в 1982 году основателем квартирной галереи АPTART (ул. Вавилова, д. 48/4), в которой тенденция обдуманного выстраивания экспозиций получило свое развитие.

Слева: Первая выставка APTART. 1982. Справа: Выставка «Дальние-дальние страны» в галерее APTART. 1984. Все фото: Георгий Кизевальтер. Архив Государственного центра современного искусства

Галерея АPTART должна была воплотить тот идеал пространства, о котором мечтали художники. Никита Алексеев в своей книге «Ряды памяти» пишет, что основная комната была всего восемнадцать квадратных метров, с двумя большими окнами, так что экспозиционных стен не всегда хватало, и на некоторых выставках площадь квартиры использовалось полностью, включая потолок. Ядро галереи сформировали художники Михаил Рошаль, начавшие тогда работать вместе Вадим Захаров и Виктор Скерсис, группа «Мухоморы», Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов, Георгий Кизевальтер и сам основатель галереи. На разных этапах к ним присоединялись другие авторы, в том числе Андрей Монастырский и Николай Панитков. В АPTART впервые появились молодые художники из Одессы — Сергей Ануфриев, Лариса Резун, «Перцы» (Олег Петренко и Людмила Скрипкина), Юрий Лейдерман, Игорь Чацкин и Леонид Войцехов. Почти за два года своего существования, с сентября 1982-го по май 1984-го, в галерее прошло восемнадцать групповых и персональных выставок, которые длились обычно по семь-десять дней. Так, общими стараниями АPTART формально стала первой частной галереей в Советском Союзе. Но за этот успех пришлось платить: художниками заинтересовались органы госбезопасности, кого-то из участников стали вызывать на допросы, других забрали в армию.

Дмитрий Врубель в квартирной галерее Врубеля. 1990. Фото: Игорь Мухин. Courtesy Дмитрий Врубель

Спустя два года после закрытия галереи АPTART в Москве открылась другая частная галерея — галерея Врубеля (ул. Куусинена, д. 11). Она была крайне успешна коммерчески, так как своим появлением совпала с волной интереса к неофициальному советскому искусству со стороны западных коллекционеров. Другим важным фактором этого успеха стали изменение общего климата в стране и ослабление интереса властных структур к неофициальной художественной жизни. Ее создатель, художник Дмитрий Врубель, изначально проводил в галерее свои персональные выставки, но в 1987 году там состоялась выставка группы «Чемпионы мира»; после в галерее Врубеля выставлялись художники Александр Джикия, Нина Керцелли и Дмитрий Широков. Галерея функционировала до 1991 года, затем ее работа была приостановлена, и последняя выставка, которую Дмитрий Врубель и его соавтор Виктория Тимофеева провели в ней только спустя пять лет, была названа символично — «Итоги».

Автор благодарит Сашу Обухову и Оксану Саркисян за помощь в подготовке материала.В оформлении материала использована фотография с акции Виталия Комара и Александра Меламида «Продажа душ», осуществленной в Москве группой «Гнездо». 19 мая 1979. Источник: conceptualism-moscow.org



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"