ARTSphera.com.ua продажа и покупка произведений искусства картин работ мастеров

Русский Украинский Английский Немецкий Французский
Зарегистрировано: [1974] мастера, [371] посетитель.
Опубликовано: [32814] работы.

Поиск по:
RSS feed
Последние новости
Музей азиатского искусства Crow демонстрирует современную японскую керамику
Первая персональная выставка новых произведений художника Яна-Оле Шимана в Касмине открылась в Нью-Йорке
Выставка посвящена голове как мотиву в искусстве
МоМА получает большой подарок от работ швейцарских архитекторов Herzog & de Meuron
Выставка отмечает Андреа дель Верроккьо и его самого известного ученика Леонардо
Последние статьи
«Где командовали высшие существа: Генрих Нюссляйн и друзья» открывается в галерее Гвидо В. Баудаха
Новая экспозиция Высокого музея посвящена искусству южных backroads
Выставка в Глиптотеке предлагает скульптурную одиссею 1789-1914 годов
Первая большая ретроспектива американского фотографа Салли Манн отправляется в Хьюстон
Tate Modern открывает крупную выставку работ пионерской художницы Доротеи Таннинг
Neo-Op: выставка Марка Дагли открывается в галерее Дэвида Ричарда
Выставка новых работ американской художницы Кэтрин Бернхардт открывается в Ксавье Хуфкенс
Вид искусства
Живопись(22953)
Другое(3334)
Графика(3261)
Архитектура(1969)
Вышивка(1048)
Скульптура(617)
Дерево(445)
Куклы(302)
Компьютерная графика(281)
Художественное фото(273)
Дизайн интерьера(254)
Церковное искусство(196)
Народное искусство(193)
Бижутерия(119)
Текстиль (батик)(107)
Керамика(105)
Витражи(103)
Аэрография(74)
Ювелирное искусство(66)
Фреска, мозаика(64)
Дизайн одежды(61)
Стекло(57)
Графический дизайн(38)
Декорации(26)
Лоскутная картина(14)
Флордизайн(9)
Пэчворк(4)
Бодиарт(3)
Плакат(2)
Ленд-арт(2)
Театр. костюмы(0)
День рождения
Анастасия Драммер
Анна Мещанова
Віктор Дембицький Іванович
Игорь Резник Владимирович
Яна Цимбалюк
Полезные ссылки
Ежевика - товары для рукоделия
Облако тегов
Система Orphus


Написал статью: Opanasenko

Виктория Ивлева: «Украина в понимании того, чем на самом деле был СССР, ушла гораздо дальше России»


Ровно год назад, 25 марта 2014 года, российский журналист, фотограф и волонтер Виктория Ивлева написала на своей странице в facebook, что хочет совершить путешествие с востока на запад Украины, от Донецка до Львова. В результате в конце года в украинском издательстве «Дух і Літера» у нее вышла книга «Мандрівка или путешествие фейсбучного червя по Украине».

 

Начиная с конца 1980-х Виктория Ивлева активно снимала в СССР и африканских странах: ее репортаж «Внутри Чернобыля» (единственный журналист, побывавший внутри реактора) получил награду World Press Photo Golden Eye, ей, единственному журналисту из России, удалось задокументировать геноцид в Руанде.

 

Путешествие по Украине пролегало через 11 городов: Донецк, Запорожье, Павлыш, Полтава, Лубны, Киев, Львов, Коломыя, Ивано-Франковск, Коростень, Житомир. Книга состоит из текстов (личных путевых заметок и интервью) и черно-белых фотографий. Мы решили расспросить Викторию, откуда появилось такое желание проехать всю Украину, и что из этого вышло, а также о текущей социокультурной ситуации в России.

 

 

- Когда и почему у вас появилась идея путешествия по всей Украине, вы ведь пересекли всю страну с востока до запада?

 

- Вообще в жизни меня мало что связывало с вашей страной – я бывала в Крыму, делала репортаж из чернобыльского реактора, как-то у меня даже была выставка в киевской галерее РА, но, в отличие от очень многих жителей России, я не имею здесь ни родственников, ни украинских корней. Майдан, конечно, все изменил. Не могу сказать, что я следила за ним внимательно с самого начала. Вообще, разбираться в украинской политической жизни, в том, кто кому оппозиция, где наши, где ваши – задача для иностранца не из легких. Да мне никогда и не хотелось вникать в эту политмозаику – меня всегда намного больше привлекала жизнь простых людей. В какой-то момент я и увидела этих простых, обычных людей, отстаивающих свое право на достоинство на Майдане: перед глазами так и стоят бесконечные горящие покрышки и упрямые маленькие человеческие фигурки, бесстрашно карабкающиеся в неведомое. Майдан показывал, что все зависит от человека, Майдан давал мне ощущение, что происходит что-то необыкновенное и невероятное. Он напомнил мне перестройку, путч 1991 года и защиту Белого дома в Москве, только протяжнее во времени – я очень хорошо помню это страстное желание свободы, пусть даже и ценой жизни, охватившее нас всех тогда. Я стала писать посты в фб, обсуждать ваши события, Украина захватывала меня все больше и больше. На сам Майдан, где собрались, по-моему, все возможные журналисты и фотографы со всего мира, я не поехала – всегда стесненно чувствую себя в толпе коллег, стараюсь делать что-то свое, другое, а поскольку вокруг только и разговоров было, что об Украине, что Запад и Восток  – это чуть ли не две отдельные страны, то я и решила проехать ее всю. Так и родилось мое путешествие от Донецка до Ивано-Франковска.

 

- Вы говорите, что не с самого начала стали следить за событиями на Майдане. А когда же это все-таки произошло?

 

- Точно уже не помню, но, кажется, с начала столкновений на Грушевского. Думаю, это и не столь важно теперь. Главное, что я начала это делать. Сейчас все-таки жалею, что не побывала на Майдане – возможно, я кому-то смогла бы помочь, а еще увидела бы этот огромный прекрасный организм своими глазами.

 

 

- С чего началось ваше путешествие?

 

- Я села в Москве на поезд «Троянда Донбаса», который шел в Донецк. Вообще-то мое путешествие началось с поста на фейсбуке, в котором я предлагала стать ушами, глазами, ногами в Украине для всех тех, кто хочет, но не может туда поехать. К этому времени уже образовалось какое-то количество знающих меня и верящих мне людей. И вот, российский фейсбук собрал мне деньги на путешествие, а украинский щедро делился кровом, едой и бесконечными разговорами. Получилась такая как бы эстафета – одни друзья направляли меня к другим, завязывались какие-то связи между нами – людьми, смотрящими в одну сторону. У меня не было точного маршрута. С самого начала, пожалуй, было только два места, в которые я обязательно хотела попасть кроме Киева – это Павлыш и Полтава. В Павлыше, в школе выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского я была много лет назад и всю жизнь хранила детские сказки, написанные павлышскими школьниками. Многие жители Украины никогда и не слышали про Павлыш и Сухомлинского, а это был необыкновенный учитель, по примеру которого, я считаю, нужно устраивать школы и сейчас. Я думаю, что любить стоит не только своих гетманов, но и своих великих педагогов. Что же до Полтавы – это специальное место для всех, очарованных с детства пушкинским стихом.

 

- С какой целью вы поехали: вы хотели для себя что-то понять, или рассказать россиянам, что здесь происходит?

 

- Скорее, рассказать. Мое понимание событий  не изменилось, в какие-то вещи я просто глубже вникла.

 

 

- В какие?

 

- Ну, в основном, в историю сопротивления народа Западной Украины после присоединения этих земель к СССР по пакту Молотова-Риббентропа, историю преследования многих из этих людей и их потомков уже в 70-е годы, бедность простых граждан на Донбассе и ситуацию в самой Украине, которая все двадцать три года после развала Союза была свободной, не вела войн и имела независимую прессу. И мне кажется, что восприятие тех или иных событий и явлений сильно зависит от широты образования. Широта образования и широта горизонтов дает лучшее понимание происходящих процессов. Ты, например, понимаешь, что в государстве, которое недавно родилось, не может не быть национализма. Нужно к этому просто относиться спокойно, как к подростковым играм, и переждать, пока это молодое вино перебродит, а не подначивать. Зато я с радостью вижу, что в вашей стране, даже несмотря на войну, до сих пор нет злобы и подозрительности.

 

 

 - То есть, возможная причина непонимания в России Майдана и украинских событий – низкий уровень образования?

 

- Не совсем так. Не сам по себе низкий уровень образования, он, кстати, долгое время был совсем не низкий. Скорее, неумение думать, анализировать и делать выводы. Это тянется еще из советской системы. Многие только сейчас начинают понимать, что построенное на осколках российской империи советское государство не было государством социальной справедливости, как это обещали большевики, что то, как оно строилось, – это одна сплошная боль, яма и ошибка. Украина в понимании того, чем на самом деле был СССР, ушла гораздо дальше России. Но Украина не была государствообразующей частью империи, поэтому в вас нет имперства. А во многих жителях моей страны оно сидит, а если его еще и удобрять каждый день с экранов телевизоров, то это имперство это будет расцветать все пышнее и пышнее.

 

Россия – далеко не бедная страна, да, у нас большой разрыв между бедными и богатыми и небольшой процент среднего класса (впрочем, как и у вас), но в целом Россия живет гораздо богаче Украины. Благодаря тучным нефтяным годам, люди наелись, им сладко и хорошо, они сыты – возможно, впервые за очень долгие годы, а про тех, кому не сладко, не сыто и не хорошо, говорят крайне мало – ведь свободной и независимой прессы в моей стране почти не осталось. Власть ворует не так напоказ, как это делал Янукович и его окружение, а тоньше, хитрее, изворотливее и внешне незаметнее, хотя и в не меньших количествах, чем воровали у вас. Объединительной идеи для всеобщего подъема на какую-то борьбу пока нет. Ну и не будем забывать размеры страны – Украине собраться легко, а России – невозможно. Я вот делала презентацию своей книги и позвала всех, кто мне помогал в путешествии, в Киев приехали люди и из Львова, и из Ивано-Франковска, и из Донецка, и из Полтавы. Представьте, если бы я путешествовала из Москвы во Владивосток, смог бы кто-то приехать?

 

 

- Как появилась ваша книга?

 

- Я вернулась в Москву после своей «мандривки», которая продолжалась с 27 марта до 11 апреля, и что-то стала писать, составлять истории и подбирать к ним фотографии. А потом Люба Сумм, одна из редакторов Facebook-страницы «Мы против войны с Украиной», – страница эта была очень популярна и посещаема с самого начала конфликта – сказала мне, что есть идея сделать серию книжек «Встречный взгляд» совместно с издательством «Дух і Лiтера» о том, что и как ощущается и переживается в связи с происходящим в вашей стране. Первая книжка в этой серии – книга жительницы Донбасса Олены Степовой Всё будет Украина, которая состоит из небольших  рассказов Олены из Facebook. Серия издается благодаря российским спонсорам, а координатор ее – Людмила Улицкая, известный и у вас российский писатель. Моя книга – это интервью, диалоги, мои собственные наблюдения и размышления, и, конечно, фотографии, сделанные во время поездки.

 

- Какие ваши личные ощущения от всего увиденного и услышанного?

 

- Два диаметрально противоположных: с одной стороны – ощущение рождения нации, и это прекрасно, с другой – несчастья из-за войны и вероломства России.

 

 

- Вы занимаетесь и волонтерской деятельностью в зоне АТО, но как-то сказали, что волонтеры не могут заменить государство. Что вы имеете в виду?

 

- Ну конечно, не могут, да и не должны никогда волонтеры заменять собой государство. Но при этом государство не должно мешать и вставлять палки в колеса, а должно, наоборот, помогать. Сотни тысячи прекрасных жителей Украины сейчас абсолютно бескорыстно помогают своей стране, встречая при этом крайне редкую поддержку со стороны государства. Впрочем, у меня мало прав критиковать действия вашего правительства с моим чувством вины за свои власти и то, что они здесь устроили. Просто мне бы очень не хотелось, чтобы тот подвиг, который совершили вы, выстояв и победив на Майдане, ни к чему не привел, – ведь  тогда правым окажется президент моей страны.  А правда всегда должна быть за живой жизнью народа, а не за офицерами спецслужб.

 

- Вы будете делать открытую презентацию книги в России?

 

- Обязательно!

 

 Львов. Портрет Дарьи Юрьевны Гусяк, связной Романа Шухевича

 

- Но не опасно ли сейчас открыто поддерживать Майдан в России?

 

-  Мы живем внутри этого страха, поэтому это все уже не так страшно, как видится снаружи, да и голос мой, видимо, не такой громкий. Опасно нечестно прожить свою жизнь, все остальное, я думаю, представляет несколько меньшую опасность.

 

- Вы как-то сказали, что не очень верите в силу протестов и результативность демонстраций в России сейчас. Почему?

 

- В сложившейся именно сейчас ситуации мне это видится достаточно бессмысленным. В Берлине в 1943 можно было чего-то добиться выходом на улицу? Было бы это разумным? Я не провожу совсем уж прямых параллелей, но тем не менее…

 

Донецк. На обратном пути

 

- В чем тогда вы видите выход?

 

 - Оставаться самим собой, не врать, по возможности помогать, служить своей стране так, как ты это понимаешь, не отступаясь. Это не так мало, как кажется.

 

- Что вы хотели рассказать россиянам об Украине?

 

- Прежде всего, что это другая страна, и не наше дело в нее лезть.

 

- Когда вы ездили на восток Украины помогать как волонтер, вы много общались с местными жителями. Какое ваше восприятие региона и среды?

 

- Когда занимаешься волонтерской работой, то нет времени и возможности изучать среду,  а тем более, размышлять над ней, потому что надо просто помочь конкретным людям, попавшим в беду. А люди, попавшие в беду, везде одинаковы. Прежде всего, они страдают, они дезориентированы, испуганы, кто-то пытается наживаться на несчастье других – я видела это и в других конфликтах и войнах, а я, увы, бывала на многих как журналист. Просто ни одна война и ни один конфликт не вошли в российское сердце с такой силой и болью, как эта история с Украиной.

 

 

 

Послания россиянам в конце книги

 

- Как вам кажется, как через культуру можно помочь жителям освобожденных территорий? 

 

- Я жила в Славянске во время осады, занималась эвакуацией людей оттуда. А потом, когда выехала, подумала, что там такое количество несчастья и зла, что туда надо немедленно засылать клоунов, так и видела, как толпа клоунов с красными носами, в смешных башмаках и шляпах, пританцовывая на ходулях и смеша прохожих, идет по Славянску. И люди хоть на какое-то время отмякают… Я понимаю, что это дурацкие вещи, для кого-то совсем не важные и не такие, вроде бы, нужные, как хлеб или ремонт дома, но это разряжает обстановку. Как-то я видела, кажется, в Артемовске, как на площади выступал военный оркестр, очень весело выступал – и местные жители очень этому радовались! Вот такие вещи, мне кажется, очень сближают. Невозможно все время сидеть и только ненавидеть – далеко на ненависти не уехать.

 

- Возможно, взгляд со стороны более наблюдательный: как вам кажется, почему сложилась такая ситуация на Донбассе?

 

- Не так давно мне попал в руки журнал Луганской областной администрации за 2008 год, в котором так или иначе упоминались фашисты с Западной Украины. Это в 2008 году!  И это был результат не очень умелого восстановления исторической справедливости: нельзя делать из кого-то героя за один день, как нельзя за один день и низвергнуть кого-то с пьедестала. Таким вещам должна предшествовать огромная работа государства и прежде всего на уровне культуры: необходимо открывать архивы, вести широкий диалог об истории с привлечением общественности, просвещать людей, снимать фильмы и так далее. Культурная стратегия должна быть лояльна к местной среде, должна понимать ее особенности и переориентировать людей вежливо и деликатно, но какие-то вещи государство должно знать, как  пресечь.  Ничего этого не было, увы, зато появился «свой» президент Янукович с лукавыми подачками Донбассу в виде то нескольких новых дорог, то нового вокзала в Славянске, то еще чего-то видимого, но не меняющего ситуацию в целом. А потом Россия воспользовалась моментом – почва была подготовлена, ведь чем больше Востоку неумело навязывалась историческая правда, тем сильнее он держался за свое советское прошлое, самые героические моменты которого были связаны именно с войной, партизанами, фантастическим сопротивлением фашизму, Молодой Гвардией… Для примирения и понимания и нужна была культура, а она куда-то отступила. Кто-то сказал так: если раньше думать о сапогах, а потом о Шиллере, то не будет ни Шиллера, ни сапог. Так и получилось. Вины с моей страны при этом я, естественно, не снимаю.

 



ВВЕРХ

meta.ua Яндекс.Метрика

(c) Дизайн-група "Dolphins"