Акимов Николай Павлович
(1901 - 1968)

Николай Павлович Акимов — российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960).
Николай Павлович Акимов родился 16 апреля (3 апреля по старому стилю) 1901 года, в Харькове, в семье железнодорожного служащего. В 1915-1919 учился живописи в Петрограде в мастерской художников «Мира искусств» — Мстислава Валериановича Добужинского, Александра Евгеньевича Яковлева и Василия Ивановича Шухаева. В театр пришел как художник, но сразу обнаружил интерес к режиссуре. В 1920-х годах оформил много спектаклей разных жанров в театрах Москвы и Петрограда.
Режиссерский дебют Николая Акимова — «Гамлет» Уильяма Шекспира — имел скандальный успех: критика дружно отвергла его концепцию (Акимов увидел в Гамлете жизнелюбивого представителя эпохи Ренессанса, полностью лишенного сомнений и меланхолии и полного решимости вернуть узурпированный престол), но единогласно отметила его блестящую зрелищность. В образном стиле Акимова-сценографа соединились любовь к классикам: Гансу Гольбейну, Альбрехту Дюреру, Питеру Брейгелю, также острый интерес к техническим новациям сцены.
Склонность к комедийному жанру побудила Акимова создать в Ленинграде Театр Комедии (1935), ставший вскоре одним из лучших в стране. Яростный противник бытового натуралистического театра, Николай Павлович в «Собаке на сене» (1936) и «Валенсианской вдове» (1939) Лопе де Вега, «Школе злословия» Шеридана (1937), «Двенадцатой ночи» Шекспира (1938) по-своему развивал идеи Евгения Багратионовича Вахтангова о «спектакле-празднике». Парадоксально-иронический склад мышления привел его к счастливому союзу с драматургом Евгением Львовичем Шварцем (пьесы-сказки для взрослых «Тень», 1944 и 1960; «Обыкновенное чудо», 1956; «Дракон», 1944 и 1962, обе постановки были запрещены). Николая Акимова сближало со Шварцем общее отвращение к пафосу и громким словам. Ирония и иносказание давали им возможность говорить правду.
В 1949 году Н.П. Акимов был отлучен от своего театра на несколько лет, однако и эти годы отмечены творческим взлетом — постановкой в театре Ленсовета остросатирических «Теней» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1951) и «Дела» Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1954). С горьким сарказмом воспроизводя бездушную механику бюрократизма, Акимов сознательно избегал карикатурности, в его спектаклях зло творят не монстры, а приличные с виду люди на фоне прекрасных петербургских интерьеров.
В 1956 году Акимов вновь возглавил Театр Комедии. Среди лучших его постановок — «Пестрые рассказы» по Антону Павловичу Чехову (1960), «Дон Жуан» по Джорджу Ноэлу Гордону Байрону, «Милый лжец» Джером Килти (1961, шла под названием «Милый обманщик»), где актрису Патрик Кемпбелл блистательно играла Елена Владимировна Юнгер, жена и сподвижница Акимова.
Акимов был также самобытным мастером изобразительного искусства. В этой области воздействие немецких экспрессионистов сочеталось у него с холодным, отстраненным гротеском, свойственным неоклассике. Художественное наследие его обширно: эскизы декораций и костюмов, галерея портретов знаменитых деятелей культуры (Евгений Львович Шварц, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Георгий Александрович Товстоногов и др.) хранятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выдвинулся в число лучших русских художников 1920-х годов (драматические «спектральные» иллюстрации к собранию сочинений Анри Франсуа Жозеф де Ренье, 1923-1927). С ужесточением цензуры гротескная энергия его таланта все чаще уходила в сугубо неофициальную сферу (например, политические карикатуры 1950-х годов, которые он показывал только ближайшим друзьям); эта энергия, впрочем, ощущалась в его театральных афишах (например, афиша к сухово-кобылинскому «Делу» (1955) воспринималась как плакатно-дерзкий, пугающий символ бюрократического абсурда).
Николай Павлович выступал как художник кино (эскизы декораций к фильмам «Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947). Его статьи об искусстве написаны живым афористичным языком. С 1955 года преподавал в Ленинградском театральном институте (с 1960 — профессор). С 1989 Театр Комедии носит его имя.